Ученые физического факультета ТГУ исследуют траектории движения околоземных объектов искусственного и естественного происхождения. К ним относятся космический мусор, окололунные объекты и астероиды, сближающиеся с Землей.

Закономерности орбитальной эволюции и динамики изучаются учеными с помощью компьютерного моделирования и машинного анализа данных. Результаты исследования помогут распределить космический мусор в околоземном пространстве, решить задачу освоения Луны и окололунного пространства.

«Околоземное космическое пространство всё интенсивнее используется в интересах хозяйственной деятельности человечества. Создаются новые спутниковые системы, которые разворачиваются в космосе. Отработавшие объекты этих систем, как правило, остаются на околоземных орбитах и превращаются в космический мусор. В настоящее время в околоземном пространстве, по данным NASA, находится несколько сотен тысяч объектов размером не менее 10 сантиметров. Ежегодный прирост составляет примерно тысячу фрагментов», - уточняет руководитель проекта, доцент кафедры астрономии и космической геодезии ФФ ТГУ Анна Александрова.

Из 3000 космических аппаратов функционируют только шесть процентов. Исследователи отмечают, что для работы в околоземном пространстве необходимо в том числе знание динамики неуправляемых объектов. Наличие полученных данных об их траектории позволит оптимизировать выбор мест размещения спутников, а также наиболее выгодно расположить отработавшие объекты.

Руководитель проекта  отметила, что не менее актуальной задачей является исследование орбитальной эволюции окололунных объектов. Создание более точной модели движения АСЗ позволит лучше прогнозировать потенциальную опасность:

«Исследования, которые мы проводим, сопровождаются большим объемом расчетов, поэтому в решении задачи используется машинный анализ. Этот инструмент позволит нам спрогнозировать движение десятков тысяч объектов и проанализировать более миллиона временных рядов различных динамических и резонансных характеристик», - объяснила Анна Александрова.

Для анализа данных исследователи используют алгоритмическую модель, реализованную с применением искусственных нейронных сетей. Физики усовершенствовали численные модели движения спутников Земли и Луны. Модели уже реализованы на кластере ТГУ СКИФ Cyberia.

Источник: ТГУ