Отто Струве (портрет 1886г)

«Правительство и парламенты должны считать астрономию одной из самых дорогих наук: самый малый инструмент стоит сотни тысяч франков, самая небольшая обсерватория – миллионы. Для этого нашим политическим деятелям надо сохранять остатки идеализма, смутное влечение к величественному».​
Анри Пуанкаре

7 мая 1819 года родился один из основоположников звездной астрономии, представитель второго поколения астрономов и второй директор Пулковской обсерватории Отто Васильевич Струве. Большинство работ этого ученого были посвящены наблюдательной астрономии. Струве открыл несколько сотен двойных звезд, наблюдал за планетами и их спутниками, изучал кометы и туманности, кольца Сатурна и др. Отто Васильевич был членом Санкт-Петербургской академии наук.

Искусство наблюдения за звездным небом ученый перенял у своего отца Василия Яковлевича Струве — основателя династии российских астрономов, первого директора Пулковской обсерватории и члена-учредителя Российского географического общества. Струве-старший в свое время  открыл реальное сгущение звезд к центральным частям Галактики и обосновал вывод о существовании и величине межзвездного поглощения света, он так же, как и его сын, считается одним из основоположников звездной астрономии.

Отто Васильевич Струве много времени посвящал астрономическим экспедициям на территории Российской империи. Когда отец астронома заболел, тот взял на себя руководство Пулковской обсерваторией. Благодаря его стараниям, обсерватория вышла на европейский уровень: в ее стенах появилось новое оборудование, а штат сотрудников существенно расширился.

Пулковская обсерватория. Фото: Светлана Холявчук / Интерпресс (РБК)

В своем руководстве обсерваторией Отто Васильевич старался следовать традициям отца. В то же время он вносил много нового в работу учреждения, в частности, новое современное оборудование.  В 1886 году был установлен огромный 30-дюймовый рефрактор, а также учреждена новая астрофизическая лаборатория, закуплены новые приборы. Экспедиции Отто Струве также собирался продолжать. В 1874 году благодаря ему были организованы многочисленные экспедиции для наблюдения прохождения Венеры через диск Солнца, в 1887 году – для наблюдения затмения Солнца.

Пулковская обсерватория, основанная Николаем I в 1838 году, стала одной из лучших обсерваторий в мире. Выдающиеся зарубежные астрономы называли Пулковскую обсерваторию «астрономической столицей мира». Стараниями руководителей учреждения, в том числе семьи Струве, обсерватория стала известна во всем мире.

Отто Васильевич Струве скончался 14 апреля 1905 года, ему было 85 лет. Он оставил после себя богатое научное наследие, к которому астрономы обращаются и по сей день.

Источник изображений: Портрет Отто Васильевича Струве (1886г.) / автор И.Н. Крамской