Приходит середина зимы, и люди по всему земному шару начинают приготовления к празднеству. Где-то отмечается Новый год, где-то Рождество, но с каждым годом традиции стран мира все больше и больше походят друг на друга. Сегодня, смотря на звездное небо в новогоднюю ночь, дети в России, Европе, Америке, странах Азии и Африки ждут одного и того же доброго седого волшебника, одетого в красное, пусть и называют его по-разному. Кто он такой? Откуда пришел? И всегда ли праздник Нового года принадлежал ему одному?

Традиция празднования самой длинной ночи в году гораздо старше Деда Мороза, Санта-Клауса и Батюшки Рождества. Древнее, дохристианское торжество зародилось среди германских народов и носило имя Йоль. В день зимнего солнцестояния люди пировали и пили, приносили жертвы богам, пели гимны и украшали деревья. Йоль был мистическим временем, не то праздником плодородия, не то днем почитания предков. Но многие его традиции сохранились до сих пор, пусть и изменились внешне. Наша привычка украшать ель на Рождество — тому доказательство.

Один-странник

Один-странник

Георг фон Розен, 1886

В йольскую ночь, согласно древним сказаниям и легендам, по небу проносилась Дикая охота ― призрачное воинство, возглавляемое Одином. Один — германский бог знаний и войны, Всеотец, одноглазый мужчина, родившийся мудрым стариком. Некоторые легенды утверждали, что в образе простого старца, опирающегося на посох и сопровождаемого воронами, Один иногда бродит среди смертных... Ничего не напоминает?

Сказки тех древних времен утверждали, что в ночь зимнего солнцестояния пробуждалась самая разнообразная нечисть, которую нужно было задобрить или отпугнуть. Уродливые тролли из исландских мифов, рогатые феи из финских легенд, мохнатые и клыкастые чудовища ― все эти персонажи символизировали наказания, которые ждали ленивых людей зимой. Ведь если ты не успел подготовиться к холодам, то тебя наверняка ждали одни несчастья. Не правда ли, эти пугающие и жестокие образы далеки от той атмосферы праздника, которая нам знакома сейчас?

Начав распространение по Европе, христианство начало вносить свои коррективы в традиции празднования середины зимы. На языческих богов и нечисть была объявлена «охота», и многие образы должны были уйти в прошлое. Однако на деле в большинстве случаев язычество не замещалось христианством, а сливалось с ним, подражало ему, сохраняя многие привычные черты. Просто теперь на смену старику Одину приходили другие старики ― святой Николай или святой Василий, знаменитые своей щедростью.

Три волхва

Три волхва

Византийская мозаика из Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, около 565 г.

Христианство заменило Йоль Рождеством, а жертвоприношения ― подарками. До сих пор в некоторых странах Санта-Клауса или Рождественского деда сопровождают библейские волхвы, принесшие к колыбели Христа первые дары. В других случаях святому Николаю не удавалось заменить собой местного новогоднего духа, но тот все равно приобретал добродушные черты. Эльфы-проказники обращались в добрых старичков-гномов, которые подсовывали подарки детям в носки, а злая персонификация холода и зимы становилась Дедушкой Морозом. А в протестантских странах появился свой расхожий образ новогоднего духа в виде доброго ребенка-Христа.

Впрочем, непослушные дети все еще продолжали получать в Новый год различные символические наказания от разнообразных персонажей. Чудовищный Крампус из альпийских сказок подкладывал под подушки капризных уголь, а самых отъявленных хулиганов уносил в своем мешке, чтобы впоследствии съесть. Итальянская ведьма Бефана также могла наградить плохого ребенка углем. Исландские рождественские тролли проказничали и портили жизнь хозяевам дома, а финский Йоулупукки пугал своим страшным видом и наказывал розгами. Во многих случаях наказание исходило от более «языческого» духа, будто в противовес христианскому святому, который дарил подарки.

Святой Николай и Крампус посещают детей

Святой Николай и Крампус посещают детей

Иллюстрация 1900 года

Откуда же тогда взялся современный нам образ Дедушки Мороза и Санты-Клауса? Они ― результат многовекового синтеза самых разных персонажей. Красная епископская одежда — от святого Николая, любовь к празднествам и веселью — от английского Батюшки Рождества, помощники эльфы или гномы ― в наследие от старых сказок. В итоге слияния всех этих легенд в 1821 г. в Нью-Йорке публикуется анонимное стихотворение для детей «Старый Санта-Клаус с большим восторгом», в котором появляется первая современная версия главного духа Нового года.

В течение XIX и XX вв. образ развивался усилиями американских детских авторов. Санта-Клаус стал грузным веселым дедушкой. Появились расхожие истории о нем: дом на Северном полюсе, эльфы-помощники, красноносый олень Рудольф. Даже российский Дед Мороз перенял часть добродушных черт зарубежного «коллеги», хотя и оставался самостоятельным персонажем, основанным на славянской мифологии.

Легенды о новогодних духах продолжают развиваться и сегодня. Появляются новые сказки, образы совершенствуются и меняются, но все чаще и чаще они становятся похожи друг на друга. Из локального персонажа германских легенд Новогодний Дед вырос до главного героя мировых празднований середины зимы. И вполне вероятно, что именно его доброта, щедрость и веселье обеспечивают ему такую всепобеждающую популярность.