Специалисты АлтГУ (г. Барнаул) в сотрудничестве с учеными Центральной Азии изучают историко-культурное наследие тюркской цивилизации в рамках масштабного комплексного проекта. Исследования в области алтаистики и тюркологии вызваны не только потребностью актуализации этих междисциплинарных областей научного знания и укрепления научных связей между тюркологическими центрами, но и призваны пропагандировать единство тюркских народов на основе общих исторических корней
Большой Алтай – уникальная историко-культурная и природно-географическая территория, которая содержит в себе высокий научный потенциал для мировых исследований. Памятники археологии, этнографии, истории и культуры – свидетели создания древних государств и жизни тюркских народов Центральной Азии.
Специалисты Алтайского государственного университета (г. Барнаул) много лет проводят работы по изучению истории Алтая. Это позволило исследователям приступить в 2020 году к реализации проекта «Тюркский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности», поддержанного Министерством науки и высшего образования РФ. В рамках проекта совместно с зарубежными коллегами российские ученые планируют на основе археологических и письменных источников разностороннее изучение социальных, этнических, религиозных, этнополитических процессов тюркской цивилизации. В условиях модернизации современного общества обращение к историческим корням и культурной памяти способствует преемственности национальных традиций и, в то же время, единению на базе общего евразийского духовного наследия.
Сотрудники Алтайского государственного университета (г. Барнаул) – профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой востоковедения Юлия Александровна Лысенко и профессор, доктор исторических наук, сотрудник кафедры археологии, этнографии и музеологии Института истории и международных отношений Сергей Петрович Грушин – рассказали о ключевых аспектах изучения истории народов тюркского мира в контексте академической науки, а также о запланированной в перспективе монографии в рамках проекта, которая познакомит с историей тюркских народов с древнейших времен до наших дней.
Изучение тюркской цивилизации осуществляется в рамках комплексной научной дисциплины – алтаистики. В данном научном направлении работают лингвисты, археологи, этнографы, религиоведы, историки, культурологи, которые сообща реконструируют этапы становления, формирования и развития тюркской этнокультурной общности. Научно-исследовательская работа, археологические и этнографические экспедиции позволяют специалистам выяснять районы расселения тюркских племен Алтая (включая смежные территории современной России, Монголии, Казахстана, Китая) в средневековый период, направления их миграции, формы взаимодействия с соседними этносами, а в итоге воссоздавать общую картину этнополитического развития тюркских племен, их социальную организацию и экономику.
«Одной из наиболее актуальных научных задач сегодня является проблема происхождения тюркского этноса. С этим связана главная проблема археологии Алтая – выявление раннетюркских археологических памятников. Важно это потому, что в этот период происходило зарождение тюркских племен, формировалась их письменность и культура. И исследователям необходимо проследить и выявить контакты ранних тюрок с соседними племенами, соотнести археологические памятники эпохи, их материальные остатки с письменными памятниками тюрок. Данная серьезная проблема – совместить письменные и археологические источники на территории Алтая – важная задача и археологии, и истории», – Сергей Грушин обозначил актуальность изучения этнокультурных процессов в центральноазиатском регионе.
Археологические находки, которые ученые связывают с тюркским этносом, распространены на огромной территории Алтая, Центрального и Восточного Казахстана, Монголии, а также обнаружены в предгорьях Алтая и южных районах Западной Сибири.
«Как правило, при изучении тюркской археологии в большей степени изучались погребальные комплексы (курганы, где хоронили представителей тюркского этноса) и поминальные оградки (каменные изваяния – поминальные ритуальные комплексы или, как говорят, «каменные бабы»). Здесь находят вещи, оружие, сосуды. Поселенческих комплексов изучено гораздо меньше. Это связано с тем, что тюрки были кочевыми племенами и вели подвижный образ жизни. Поэтому стационарных поселенческих комплексов этой культуры мы вряд ли когда-то найдем», – отметил исследователь.
Как выявляют находки Большого Алтая?
«Археология – уникальная наука в этом отношении. Археологи удивляют обывателя тем, что могут видеть под землей, то есть видеть то, что другие не могут увидеть. На самом деле, это не провидение и не интуиция. Это опыт, накопленный за 200-300 лет истории археологии, благодаря которому ученые научились выявлять на поверхности земли археологические объекты и по внешним признакам определять время создания и тип памятника.
Кроме того, сейчас огромное применение находят новые средства информационного поиска, фиксации и диагностики археологических данных, например, геомагнитная разведка. Изучаются аномалии и по их данным можно получить карту распространения археологических объектов. Есть методы выявления объектов по цвету растительности и, конечно, с помощью космических снимков. Археологические памятники имеют свои особенности: ранние отличают от поздних. Каждая традиционная культура вырабатывает свои образы и свое воплощение в материальной культуре и погребальных памятниках», – сообщил ученый.
Знаменательно, что в Алтайском государственном университете сложилась достаточно сильная научная археологическая школа, которая насчитывает не одно десятилетие. Исторический факультет вуза стал продолжателем томской исторической школы. Большую роль в развитии научных традиций и специализации алтайской школы сыграл Юрий Федорович Кирюшин – основатель лаборатории археологии, этнографии и истории Алтая, профессор, доктор исторических наук. В последние годы в АлтГУ функционирует Лаборатория междисциплинарного изучения археологии Западной Сибири и Алтая, которую возглавляет академик РАН Анатолий Пантелеевич Деревянко.
Как подчеркнул Сергей Грушин, «благодаря деятельности и авторитету Анатолия Пантелеевича Деревянко у нас сложилась очень мощная археологическая школа. Это один аспект того, почему именно у нас в университете возникла идея реализации исследовательского проекта «Тюркский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности». Кроме этого, формирование тюркского этноса, так или иначе, связано с Большим Алтаем в широких историко-географических рамках: российским, монгольским, китайским, казахским. Наш университет является одним из ведущих классических вузов в Алтайском регионе и имеет значительный научно-исследовательский опыт изучения тюркской эпохи и историко-культурного наследия тюркских народов. Поэтому логично, что на базе нашего вуза началась реализация данного проекта.
В рамках проекта реализуется сотрудничество многих научных и образовательных центров как России, так и стран Центральной Азии. Ученые Алтайского государственного университета много лет сотрудничают с коллегами из Института археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск). От такого взаимодействия выигрывает как академическая, так и вузовская наука. В настоящее время мы работаем над созданием консорциума, в который войдут вузы, осуществляющие исследования в области историко-культурного наследия тюркских народов: Томский государственный университет, Омский государственный университет, вузы Западной и Южной Сибири, Хакасии, Республики Тува».
Как замечает Юлия Лысенко, «проект «Тюркский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности» преследует несколько задач. Во-первых, это формирование международной научной коллаборации ученых - ведущих тюркологов и обобщение мирового опыта изучения тюркской цивилизации и историко-культурного наследия современных тюркских народов (казахов, якутов, уйгур, киргизов, узбеков, татар, башкир, азербайджанцев, туркмен и т.д.). Для этого к реализации проекта мы привлекли ученых России, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Монголии, Китая, Азербайджана. Во-вторых, проведение междисциплинарных исследований, которые бы интегрировали на нашей площадке все позиции разных отраслей знания. Мы изучаем в рамках проекта историю тюркских народов в исторической динамике, анализируем внутриэтнические и межэтнические, политико-правовые, социокультурные процессы, этнорелигиозное сознание. Но нам также интересны и современные процессы в тюркском мире, формы его интеграции и взаимодействия. Третья задача проекта: научно-образовательная, и в этом направлении работает огромный коллектив ученых и преподавателей вузов России и стран Центральной Азии, который разрабатывает и реализует совместные образовательные программы. В 2021 году мы осуществляем первый магистерский набор на шесть новых программ, которые посвящены изучению Большого Алтая по направлениям экологии, истории, медиакоммуникации. Они комплексные и интересные. Помимо этого, наряду с образовательным и научным блоком, мы проводим массу просветительских мероприятий: экспертные сессии, летние школы молодых тюркологов, молодежно-студенческие форумы. В конце сентября нынешнего года, например, состоится Второй международный алтаистический форум».
Как проходит набор в вашу команду алтаистов и тюркологов?
«У нас, как я отмечал, в рамках проекта реализуются два основных направления деятельности: образование и наука. Через научно-образовательную деятельность, совместно с зарубежными учеными и через их вовлечение, мы формируем международный коллектив тюркологов. Научная составляющая сформировалась таким образом, что исследования идут по нескольким направлениям: 1) археология (проблема формирования тюркского этноса), 2) этнография (традиционная культура тюркских народов, обычаи, обряды, духовная и материальная культура), 3) история (средние века, новое время и современные тюркские государства, история Центральной Азии вплоть до настоящего времени), 4) политико-правовые и религиозные (межконфессиональные) отношения в тюркском мире, 5) взаимоотношения славянских и тюркских народов, 6) география (природные условия и география Большого Алтая, 7) медиапространство Большого Алтая. В каждой группе международный состав исполнителей. Результатом научного исследования запланированы научные публикации в международных рецензируемых журналах и участие в конференциях», – уточнил Сергей Грушин.
Проект «Тюркский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности» рассчитан на 3 года и его руководителем является профессор, д.ю.н., президент Алтайского государственного университета Сергей Валентинович Землюков. Сегодня в коллективе по проекту работают около 30 специалистов из стран Центральной Азии, среди которых – сотрудники ведущих и региональных вузов Казахстана, Киргизии, Монголии, например, Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова (Павлодар, Казахстан), Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева (Нур-Султан, Казахстан), Казахский национальный университет им. Аль-Фараби (Алматы, Казахстан), Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына (Бишкек, Киргизия) и т.д.
«Наш проект во многом научно-просветительский и рассчитан на популяризацию историко-культурного наследия тюркской цивилизации, поэтому мы проводим в рамках проекта значительное количество научных культурно-просветительских мероприятий, делаем много публикаций в СМИ по истории, культуре, религии тюркских народов. Мы также готовим молодых ученых-тюркологов. Для этого создали Школу молодых тюркологов, проводим для участников обучающие семинары, сессии, приглашая в качестве лекторов ведущих специалистов в данной области. Кроме того, мы периодически проводим экспертные сессии, чтобы научные знания стали доступными для широкой общественности, – отметила Юлия Лысенко и указала на значимые аспекты тюркологических исследований. – Если обращаться в область социальных отношений и современного общества, то идея общности тюркских народов России и Центральной Азии должна играть против вызовов и угроз. Сегодня для России и стран Центральной Азии крайне необходима система коллективной безопасности. Поэтому общая идея евразийства, общности народов региона важна для успешного многостороннего сотрудничества государств Большого Алтая, их экономической, гуманитарной интеграции».
Одним из итогов проекта «Тюркский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности» станет выпуск книги «Летопись тюркской цивилизации». Структура и авторский коллектив монографии еще в процессе формирования, но на данный момент в подготовке материала участвуют сотрудники таких вузов и научных учреждений, как Алтайский государственный университет, Горно-Алтайский университет, Новосибирский институт археологии и истории СО РАН, Кемеровский государственный университет, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева (Нур-Султан, Казахстан), Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына (Кыргызстан), Кыргызско-Российский Славянский университет (Кыргызстан), Турецко-Кыргызский университет (Кыргызстан).
В этом году запланирован первый раздел монографии – ранний домонгольский период. По словам Сергея Грушина и Юлии Лысенко, «есть идея написать книгу по истории и культуре тюркских народов. Мы планируем каждый год двигаться в историческом контексте и довести историю тюркских народов вплоть до современности».
Как подчеркнул Сергей Грушин, «сам подход к этой книге считается новым в этом отношении. Есть этническая история отдельных этнополитических образований. Мы же хотим в нашей монографии аккумулировать и обобщить историю тюркских народов. Проект планируется реализовывать поэтапно, и он, вероятно, будет включать несколько томов и разделов, посвященных отдельным периодам истории тюркского мира. Книга будет рассчитана на научную аудиторию. Но, как показывает практика, любые обобщения эффективно используют в образовательной сфере. Уверен, что если книга будет реализована в том виде, в котором она задумана, то она будет интересна не только ученым, но и широкому кругу читателей, интересующихся историей тюркских народов».
Еще одним из направлений деятельности в рамках проекта ученых АлтГУ является создание виртуального музея по истории тюркских народов.
«В России много музеев по истории тюркских народов. Наша задача: выбрать наиболее интересные археологические материалы и объединить их в рамках виртуального музея, который будет доступен широкому кругу исследователей. Именно с 3D-моделями они смогут работать. Мы уже начали оцифровку и формирование виртуальной коллекции, а также приступили к разработке сайта виртуального музея», – информировал Сергей Грушин.
Удивительный регион с величественной и богатой природой и многочисленными археологическими объектами – Большой Алтай – до сих пор сохраняет загадку тюркской цивилизации, что дает возможность содружеству членов академического сообщества разных сфер знания из разных стран успешно решить многие научные вопросы по её изучению, включая насущные проблемы политического и экономического развития на Евразийском пространстве.
Все фото и картинки предоставлены Сергеем Грушиным и Юлией Лысенко