Доктор Харри Маршалл (Dr Harry Marshall) из Эксетерского университета и его коллеги обнаружили, что самцы полосатых мангустов, которые росли в трудных условиях, обычно живут дольше своих более благополучных коллег. При этом разницы в плодовитости не наблюдалось, что позволило предположить, что речь идет о разном «темпе жизни». Кстати, наиболее плодовитыми оказались те, что росли в быстро меняющихся условиях — и они жили столько же, сколько их товарищи с тяжелым детством. Статья об этом опубликована в журнале Ecology and Evolution.

«Детство, проведенное в трудных или меняющихся условиях — вовсе необязательно плохо, — сказал доктор Маршалл, ведущий автор работы. — Пока непонятно,  почему разнообразие условий оказалось таким полезным для мангустов с точки зрения продолжительности жизни и плодовитости. Может быть, те животные, что встречаются с различными трудностями в начале жизни, оказываются лучше подготовленными к трудностям будущим».

В своем исследовании ученые использовали данные 14 лет наблюдений за полосатыми мангустами (Mungos mungo) в Уганде. Осадки использовались как критерий оценки условий жизни, потому что оказалось, что интенсивные дожди означают больше беспозвоночных в доступности. Меняющиеся условия были определены как те, в которых наблюдаются значительные флуктуации между влажными и сухими периодами.

Интересно, что условия первого года жизни не влияли на вероятность выживания, а также не влияли и на продолжительность жизни и плодовитость самок. Ученые отметили, что тот факт, что условия жизни в начальный период влияют только на самцов, но не на самок, удивителен и требует объяснения. Доктор Маршалл сказал по этому поводу, что известно, что самки в позднейшие периоды своего существования чувствительны к экологическим условиям, потому что жизнь во время беременности трудна. И это обстоятельство может скрыть влияние условий первого года жизни. Это может помочь нам понять, как повлияет на животных продолжающееся изменение климата.

«Как и у людей, у полосатых мангустов выживание и здоровье зависят от условий, в которых они росли и развивались, — сказал профессор Майкл Кэнт (Michael Cant) из Эксетереского университета, руководитель долгосрочного проекта по исследованию мангустов. — Если мы сумеем разобраться в происходящих процессах, это может помочь и человеческой медицине».