Евгений Стадник (Yevgeny Stadnik) и Виктор Фламбаум (Victor Flambaum) из университета Нового Южного Уэльса (Австралия) пришли к выводу, что фундаментальные физические постоянные, такие как скорость света или постоянная Планка, возможно, не всегда были константами. По мнению ученых, на их величину в ранней Вселенной могло оказывать влияние взаимодействие разных видов материи, сообщает psys.org. Свою работу ученые опубликовали в журнале Physical Review Letters, с предварительной версией статьи можно ознакомиться на arxiv.org.

Вопрос о том, почему фундаментальные физические постоянные — то есть величины, которые описывают основные свойства нашего мира (скорость света, постоянная Планка, гравитационная постоянная и величина заряда электрона) имеют в нашей Вселенной ту величину, которую мы наблюдаем, занимает ученых, по меньшей мере, с 1937 года. Тогда Поль Дирак предположил, что, возможно, на заре формирования Вселенной эти константы имели другую величину. Работа Стадника и Фламбаума показывает, что под влиянием темной материи эти величины могут меняться.

Предположительно, темная материя состоит из небольших частиц, которые очень слабо взаимодействуют с частицами обычной материи, а в начале существования Вселенной эти частицы образовали осциллирующее поле. Расчеты Стадника и Фламбаума, основанные на определении количества гелия, выделившегося после Большого Взрыва, а также на количестве редкоземельного металла диспрозия и изучении космического фонового излучения, позволили заново определить пределы силы взаимодействия частиц темной материи с фотонами, электронами и легкими кварками. По сравнению с ныне общепринятыми пределами оценка стала точнее на порядки (до 15 порядков).

Эта величина, по словам ученых, более чем достаточна, чтобы оказывать влияние на значение фундаментальных физических констант, придав им те значения, что мы имеем на сегодняшний день. Причем, ученые отметили, если бы значения главных постоянных были бы хоть немного иными, то Вселенная имела бы совершенно иной вид и, возможно, жизнь вообще не могла бы появиться.

Кстати, в апреле этого года мы рассказывали о предварительных результатах работы глобального — в нем участвуют более трехсот ученых из шести стран мира — проекта Dark Energy Survey, посвященного изучению темной материи. Эти результаты представляли собой попытку картирования темной материи.