«Тело на чипе» поможет тестировать медицинские препараты

Для выявления нежелательных побочных эффектов от новых медицинских препаратов была разработана компактная система, имитирующая сразу несколько тканей организма человека и их взаимодействие.

Учёные из Массачусетского технологического института разработали новую технологию, которая позволит тестировать новые лекарства и определять возможные побочные эффекты при их применении людьми. Система представляет из себя чип, на котором расположены микроёмкости с образцами человеческих тканей различных типов, соединённые так, чтобы имитировать некоторые метаболические процессы.

Исследователи создали несколько видов чипа и смогли имитировать 10 типов органов: печень, лёгкие, кишечник, слизистую оболочку матки, мозг, сердце, поджелудочную железу, почки, кожу и скелетные мышцы. Каждый «орган» на чипе состоит из кластера в 1-2 миллиона клеток. Эти ткани не повторяют орган целиком, но могут воспроизводить многие из его функций. Что важно, большинство тканей были предоставлены пациентами, а не взяты из клеточный линий, разработанных для лабораторного использования.

До этого момента исследователям удавалось имитировать лишь отдельные органы, кроме того, были использованы закрытые чипы, имеющие вход и выход для жидкости и требующие внешних насосов. А при разработке нового чипа были использованы инновационные технологии: чип сделали открытым, так чтобы можно было легко иметь доступ к тому, что происходит внутри, и на нём появились собственные насосы, которые контролируют поток жидкости между «органами», имитируя циркуляцию крови, иммунных клеток и белков в теле человека.

С помощью этой системы учёные показали, что, доставляя тестируемый препарат в образец желудочно-кишечной ткани, они могут имитировать пероральный приём вещества человеком и затем проследить, как оно будет транспортироваться в другие ткани и метаболизироваться. Это, к примеру, может помочь узнать, может ли препарат, созданный для лечения какого-то одного органа, оказывать побочные эффекты на другие органы.

Такая технология гораздо точнее может предсказать воздействие нового препарата на организм, чем опыты на животных, поскольку в ней используются ткани людей. Также её можно использовать для тестирования антител и других иммунных препаратов, которые вообще сложно испытывать на животных, поскольку они рассчитаны на взаимодействие с человеческой иммунной системой.

[Иллюстрация: Felice Frankel]