Новая система «тело-на-чипе» может дать более целостное представление о воздействии лекарств, чем другие устройства такого рода, - пишет sciencenews.org со ссылкой на Science Translational Medicine.

В отличие от традиционных устройств типа «орган на кристалле», которые имитируют один орган, новая установка содержит пять камер с различными типами клеток, соединенных каналами, через которые циркулирует питательный раствор, имитируя кровоток. Это первая схема «тело-на-чипе», которая исследует, как лекарство и его химические побочные продукты одновременно воздействуют на клетки-мишени и другие ткани.

«До сих пор, чтобы иметь возможность [измерить] эффективность и токсичность в одной и той же системе, вы должны были проводить исследования на животных», - говорит Джеймс Хикман, биоинженер в биотехнологической фирме «Hesperos» в Орландо (штат Флорида), который разработал чип. Хикман говорит, что система «тело-на-чипе» с человеческими клетками могла бы более точно оценивать эффекты лекарств. Использование собственных клеток пациента в устройстве может также позволить ученым тестировать различные лекарства или комбинации лекарств, чтобы определить наилучшее лечение для этого конкретного человека.

Хикман и его коллеги проверили свое «тело-на-чипе», измерив воздействие различных лекарств на раковые клетки, а также на клетки сердца и печени. В устройстве с раковыми клетками костного мозга препараты иматиниб и диклофенак одновременно сдерживали рост раковых клеток, но диклофенак также убивал клетки печени. В другом случае лекарство тамоксифен убивало клетки рака молочной железы, но работало против резистентных к лекарству клеток рака вульвы только при приеме лекарства от кровяного давления верапамила.

Эти эксперименты подтвердили результаты прошлых клинических испытаний противоопухолевых препаратов. Это указывает на то, что «тело-на-чипе» может выявить полезные и вредные эффекты лекарств и помочь в точной настройке дозировок – при этом испытуемый не нужен.