В связи с внешнеполитической ситуацией России важно освоить технологии регенерации уже имеющихся иностранных катализаторов, а также сосредоточиться на производстве современных отечественных, так как это непосредственно связано с развитием экономики страны. Об этом сообщил профессор, доктор технических наук Александр Носков из Института катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения РАН.
Объём потребления катализаторов в России - 60-70 тыс. тонн в год. Их используют в нефтепереработке, нефтехимии, в химической промышленности, масло-жировой промышленности (в производстве маргарина и спецжиров), в фармацевтике. При этом доля импортных катализаторов в промышленности России - от 40 до 100%, - говорит Александр Носков.
"Превалирующая доля российских катализаторов характерна для тех процессов, которые были построены в середине XX века. Все те процессы, которые создавались позже, в конце XX века, или сейчас, они уже в значительной степени зависят от импортных катализаторов", - говорит профессор Носков. В связи с этим по старым процессам в России есть возможности преодолеть импортозависимость, но намного сложнее обстоят дела с производством катализаторов для выпуска зимних арктических топливных масел, что чрезвычайно актуально в условиях России.
Особое внимание докладчик заседания президиума РАН обратил на вопросы обеспечения катализаторами предприятий масло-жировой промышленности. Это важно, так как это непосредственно связано с одной из составных частей продуктовой безопасности России. "Сейчас в России производится и потребляется около 1,5 тонн жиров растительного масла, произведенного путём гидрирования растительного масла в твёрдые жиры. Всё это базируется на импортных катализаторах", - говорит Александр Носков. А, следовательно, недостаток катализаторов ощутит хлебопекарная промышленность, кондитерские и другие производители.
Чтобы предотвратить негативные последствия этого, Александр Носков видит следующий выход: освоить технологии регенерации катализаторов для повторного использования, что позволит сократить закупку катализаторов в 4-5 раз, и в течение 1,5 - 2 лет, постепенно, выходить на создание катализаторов российского производства. "Здесь есть промышленные партнёры, но проект находится на самом старте", - говорит доктор технических наук Александр Носков.
Резюмируя, Александр Носков отметил, что одним из ключевых вопросов по импортонезависимости является обеспечение российских производств катализаторов высокотехнологическими сырьевыми компонентами. Для решения этой задачи целесообразна интеграция научных организаций и производственных компаний в едином комплексном проекте.