7 марта 1912 в порту Хобарта, австралийский остров Тасмания, на берег с корабля сошел лишь один человек. Остальная команда «Фрама» остается на судне. Инкогнито снятый номер в портовой гостинице, папка с заранее подготовленными текстами телеграмм. Три отправления: брату Леону, норвежскому полярнику Фритьофу Нансену и королю Норвегии Хокону VII – 109 лет назад Руаль Амундсен объявил: Южный полюс покорен.

Изначально Амундсен планировал стать первым на Северном полюсе. Но, пока шла подготовка, Фредерик Кук и Роберт Пири объявили, что уже достигли самой северной точки планеты. Сообщения прозвучали в сентябре 1909 года и Амундсен перенес приоритет на еще непокоренный Южный полюс. Начинается подготовка, даже известна дата, когда Амундсен окончательно решился провести экспедицию: это 9 сентября 1909 года. В этот день Амундсен сделал заказ компании «Королевская гренландская торговля»: 50 ездовых гренландских лаек, 14 полных комплектов эскимосской меховой одежды, полярной обуви, материалов для её ремонта, необработанных оленьих шкур и прочее снаряжение.

13 сентября о намерении покорить Южный полюс заявил британский капитан Роберт Скотт. Амундсен же о своих планах молчал – знали только 3 человека, которые дали подписку о неразглашении: брат Леон Амундсен, океанограф Бьорн Хелланд-Хансен и капитан корабля «Фрам», на котором Амундсен планировал отправиться в экспедицию, Торвальд Нильсен. Роберт Скотт планировал встретиться с Амундсеном – проконсультироваться и обменяться опытом полярных экспедиций, но норвежец не отвечал на звонки и телеграммы.

«Планы и снаряжение Скотта настолько отличались от моих, что я считал телеграмму, которую послал ему впоследствии, сообщая о нашем отплытии в Антарктику, скорее знаком вежливости, чем посланием, рассчитанным на то, чтобы он хоть как-то изменил свою программу. Английская экспедиция ставила своей задачей научные исследования. Полюс для неё был, так сказать, второстепенным делом, а в моём расширенном плане он стоял на первом», - позже писал Руаль Амундсен.

Исследовательские команды Амундсена и Скотта использовали разные средства передвижения. Британец сделала ставку на пони и механические снегоходы, в то время, как Норвежец привез на Южный полюс собак.

Когда штурмовые группы отправились в окончательный поход после зимовки, стало ясно, чей выбор оказался вернее. Пони Скотта не выдерживали мороза и проваливались под лед, а техника выхода из строя. К тому же из-за негерметичности бидонов для керосина часть топлива испарилась или пролилась. Ездовые же собаки показали себя с лучшей стороны – тем более Амундсен и команда не боялись обвинений в живодерстве, которые последовали после экспедиции: за время штурмового похода команда Амундсена убила 41 собаку. Например, при подъеме на Трансантарктический хребет на высоте около 3 тыс. м численность собак решили сократить: прозвучало 24 выстрела. Норвежец писал: «Это было жестоко, но так должно было быть. Мы все единодушно решили не смущаться ничем для достижения своей цели».Это место назвали Бойня – в организованном складе оставили 16 собачьих туш, мясо предназначалось в пищу людям и собакам.

От базы до полюса Амундсена отделял  1381 километр. Команда прошла  расстояние за 56 дней: 14 декабря 1911 года пять участников экспедиции достигли Южного полюса. Там установили лагерь Пульхейм – перед уходом на месте оставили шелковую палатку с норвежским флагом. Внутри Амундсен оставил письмо для конкурента Роберта Скотта:

«Дорогой капитан Скотт, поскольку Вы, вероятно, станете первым, кто достигнет этого места после нас, я любезно прошу направить это письмо королю Хокону VII. Если Вам пригодятся любые из вещей в этой палатке, не стесняйтесь их использовать. С уважением желаю Вам благополучного возвращения. Искренне Ваш, Руаль Амундсен».

На Южном полюсе. Слева направо: Амундсен, Хельмер Хансен, Сверре Хассель, Оскар Вистинг.Фотограф: Олаф Бьоланд, декабрь 1911 года

На Южном полюсе. Слева направо: Амундсен, Хельмер Хансен, Сверре Хассель, Оскар Вистинг.
Фотограф: Олаф Бьоланд, декабрь 1911 года

Позднее это письмо найдут с телами участников британской экспедиции: когда Амундсен с командой уже покидают полюс, Скотту предстоит пройти еще больше шестисот километров. Норвежец опередил его на 34 дня. Позднее разочарование от того, что Амундсен стал первым, назовут одной из причин, по которым погиб отряд британского капитана.

В интервью Амундсен говорил: «Я пожертвовал бы славой и всеми деньгами, сумей я таким путём уберечь Скотта от ужасной гибели». При этом есть версия, что исследователь рассматривал гибель коллеги и в корыстных интересах. В одном из писем к брату Руаль Амундсен писал: «Печальная судьба Скотта вызвала необыкновенный интерес к моим докладам. Посещаемость, которая начала было падать, снова взлетела на недосягаемую высоту».

Сегодня в Антарктике расположено порядка ста постоянных станций. А на самом Южном полюсе работает станция ,которую назвали в честь героев антарктической гонки «Амундсен-Скотт».  

Фото на главной странице: serget / ru.123rf.com

На основе материалов из открытых источников