Многовековые традиции лаковой миниатюры.
«Безглагольность» К. Бальмонта – словно экскурсия в российскую глубинку: «усталая нежность», «холодная высь, уходящие дали», «безгласность, безбрежность», «глубокая тишь»…
Напоминает Палех – даже не город, а крохотный посёлок в Ивановской области, где живёт меньше 5 тыс. человек. Впервые в писцовой книге он упоминается в 1618 г., хотя некоторые историки предполагают, что поселение появилось ещё в IX в.
Долгое время палешане жили довольно уединённо – Палех находился вдалеке от всех крупных дорог. Вынужденная изоляция благотворно повлияла на развитие местной иконописи, и к XVII в. в Палехе сложилась собственная школа. Яркая отличительная черта палехского иконописания – сложная многоклеймовая композиция. Клейма – это сцены, поясняющие или развивающие сюжет центральной композиции. Вершиной палехского иконописания считается «Акафист Спасителю» середины XVIII в. Цветовой колорит иконы теплый, золотисто-коричневый с вкраплениями тёмно-зелёного и киновари. Одежды Христа и Богоматери расписаны золотым цветом, который играл важную роль в палехской иконописи.
В конце XVIII в. мастера стали зачастую использовать листовое и твореное золото. В то время особенно распространены были иконы с композициями на золотом чеканном фоне. Нимбы и поля на них расписывались «под эмаль». В 1863 г. в Палехе побывал один из основателей первого московского Публичного музея и заведующий архивом Оружейной палаты, историк Георгий Дмитриевич Филимонов. Позже он так отзывался об этой поездке: «…В деле иконописи ни одна местность не может сравниться в настоящее время с Палехом, потому что иконопись здесь не одно средство, а цель»; «Вместо жалких крестьян-ремесленников я, совершенно неожиданно, встретился с народом развитым, исполненным светлых убеждений и знающих свою историю…». Г.Д. Филимонов назвал Палех «селом-академией», и такое определение очень точно описывает город: ещё до появления в 1935 г. Палехского художественного училища в местных мастерских обучали иконописи.
После революции иконопись перестала быть востребованной. Однако старинная палехская техника не была забыта. Заслуженный художник Палеха Ольга Викторовна Немировская рассказала, что в те годы в Палехе жил москвич Иван Иванович Голиков, который занимался иконописью. В одном из столичных музеев он увидел расписные коробочки, сделанные в селе Федоскино. Изделия заинтересовали И.И. Голикова, и он захотел расписать их по-палехски. Он разыскал традиционные палехские узоры, и расписал ими лакированные шкатулки.
В отличие от приближенных к действительности миниатюр Федоскина, палехская вариация исполнения предполагала стилизованные фигуры, богатую золотую роспись. Вместе с другими иконописцами Палеха И.И. Голиков в 1924 г. основал «Артель древней живописи». Несмотря на единую стилистику, работы художников отличались разнообразием, ведь каждый мастер наследовал какую-либо иконописную традицию. В миниатюрах Ивана Вакурова отразились особенности новгородского стиля XV в. В композициях Ивана Голикова, Александра Котухина и Дмитрия Буторина проявлялись признаки строгановской школы XVII в. В работах Ивана Маркичева, Ивана Баканова различимы традиции фресок Спаса на Нередице, Андрея Рублева, мастеров Костромы и Ростова XVII в. Аристарх Дыдыкин опирался на наследие школы Симона Ушакова и палехского стиля XVIII в., Иван Зубков – на фряжское письмо конца XIX в.
По словам О.В. Немировской, артель поддерживал М. Горький, который когда-то сам работал в иконописной мастерской. Он подарил Палеху библиотеку художественных альбомов, благодаря ему был создан музей искусства.
Ольга Викторовна занимается лаковой живописью с детства. Она рассказала, что создание миниатюры – очень трудоёмкий процесс. Основа лаковой миниатюры – папье-маше (многослойный проклеенный специально обработанный картон из хвойных пород).
Коробочки папье-маше делаются из прессованного картона, который пропитывается льняным маслом, потом сушится. Первый шаг – это раскрой картона. Он пропитывается, обмазывается мучным клейстером, навёрстывается на твёрдую форму-болванку, затем вместе с болванкой зажимается в механическом прессе, и склейки под давлением превращаются в трубки разной формы. После этого заготовка промасливается подогретым льняным маслом и сушится в печах при температуре от 80 до 120° Благодаря такой обработке будущая коробочка или шкатулка приобретает прочность дерева.
Заготовку делают сразу на 4 изделия и после распиливания передают столярам. Начинается этап обтачивания. Заготовку обрабатывают на токарном станке, обтачивают на шкуровальном круге, «доводят» наждачной щёткой, вышкуривают. На изделие шпателем (тонкой дощечкой) наносится шпаклевка из глины и масла, пропущенная через краскотёрку, после чего изделие вычищают пемзой. Белое папье-маше грунтуют лаком разных цветов: внутри коробочка красная, а снаружи – чёрная. Потом её несколько раз покрывают светлым лаком, тщательно сушат и только потом передают художникам. Они пемзуют изделие и наносят рисунок цировкой, которая напоминает карандаш с железным штырьком вместо грифа.
И сегодня палехские мастера расписывают изделия по старинным традициям. Они используют темперные краски разных цветов.
Краску художник готовит сам, замешивая сухую темперу с желтком и слабоуксусной водой. Желток – отличное связующее вещество, которое придаёт краскам свежий оттенок. Уксус растворяет темперный порошок, нейтрализует излишнюю жирность желтка и предохраняет краски от порчи. Приготовленные таким образом краски легко «ложатся» друг на друга и быстро сохнут. Натуральные краски заготавливают в небольшом объёме, ведь хранятся они очень недолго. После покраски изделие расписывают золотым орнаментом. Для этого используют сусальное золото – его тонкие пластины Ольга Викторовна сравнивала с лепестками. Художник растирает пальцами золото с гуммиарабиком (вишнёвой смолой) на блюдечке и после этого наносит на изделие. Работа с золотом подобна работе с акварелью. Для росписи нужна самая тонкая кисть, которую прежде всего обмакивают в воду, а затем в золото. Краска должна легко сходить с конца кисти, чтобы получилась изящная тонкая линия. Это требует большого мастерства. Золотой цвет связан с иконописной традицией. По словам Ольги Викторовны, он обозначает свет.
Для росписи используют очень тонкие беличьи кисточки, которые изготавливают в Палехе. Название такой кисточки – лампензель. Волоски должны быть острыми – не все беличьи хвосты для этого подходят. Чтобы кисточки не ломались, на них надевают трубочки из утиных перьев, которые называют «cаночки».
После нанесения рисунка изделие отправляют на полировку. Мастера несколько раз вымачивают его, и только потом полируют. Завершающая стадия – обработка лаком, ведь изделие должно быть идеально гладким. Ольга Викторовна рассказала, что за неделю художник расписывает не больше 3-4 некрупных изделий. Над большими работами мастера могут трудиться годами.
Среди сюжетов преобладают мотивы русских сказок, былин, песен, народного быта, произведений А.С. Пушкина. Чаще всего расписывают шкатулки, пудреницы, бисерницы, брошки, панно, пепельницы, сигаретницы, игольницы. Но встречаются и крупные формы. Так, например, витражи на станции московского метрополитена «Новослободская» изготовлены по эскизам П.Д. Корина, уроженца Палеха и потомственного художника.
Источник фото: Julia Kadel on Unsplash