Таблетки играют ведущую роль в современной медицине. Рекламой безрецептурных и рецептурных средств переполнены СМИ. Ученые говорят об опасности восприятия лекарства как общедоступного магического эликсира, не требующего изменений в образе жизни. Возможность быстро снять симптомы позволяет не думать о фундаментальных проблемах своего здоровья и качества жизни. И, наконец — куда попадают все эти химические соединения, когда покидают организм человека или домашнего скота?
Пациенты ищут средство, одновременно эффективное, дешевое и без побочных действий. Причем эффективное средство — это в первую очередь такое, которое в конечном итоге возвращает ощущения от жизни в состояние «как прежде», до нездоровья. Даже если не удается найти идеальную таблетку, врач все равно что-то рекомендует пациенту, а пациент принимает препарат, в уверенности, что это лучшее, что он может сделать. Лечение — это прием лекарств и никак иначе. На этом представлении основывается популярность разного рода «кремлевских таблеток» и прочей якобы панацеи.
Все это приводит к тому, что фармацевтические компании чуть ли не ежедневно выводят на рынок все новые и новые препараты, рекламируя их как еще более эффективные, чем прежде. Так лекарственные средства становятся обычным товаром, как газировка или стиральный порошок: покупают их уже не только серьезно больные люди, но и вполне здоровые — для профилактики, для восполнения каких-то веществ в организме, для повышения тонуса и тому подобное. Рыночные отношения: люди жаждут таблетку — люди таблетку получают.
Взгляд на это явление представляют в своей совместной статье двое ученых из США: доктор медицины Университета Дьюка Митчелл Крюкофф (Mitchell W. Krucoff) и доктор философии Университета Лойола в Мэриленде Дрю Ледер (Drew Leder).
Таблетка и другие методы лечения
Иногда мы забываем, что кроме приема препаратов есть еще масса других методов лечения: хирургия, радиология, физиотерапия, психотерапия и так далее.
Авторы статьи выделяют четыре основные характеристики именно таблеток (лекарственных препаратов) в сравнении с остальными методами.
· Прием внутрь. По сути, таблетка — это объект из внешнего мира, который может в буквальном смысле быть поглощен телом и стать его частью, влияя на какие-то физиологические процессы.
· Действенность. Таблетка всегда обещает облегчение конкретных симптомов болезни в обещанный срок. Каждый препарат разработан на основе научных представлений о теле человека, многократно протестирован и запущен в продажу.
· Воспроизводимость. Единожды разработан, препарат может быть воспроизведен в огромных масштабах, удовлетворив любую потребность в нем, впрочем, такая массовость лишает возможности подбирать лечение индивидуально.
· Миниатюрный размер. Таблетки легко упаковывать, перевозить по всему миру для продажи, и, наконец, их легко принимать пациентам — что может быть проще и естественнее, чем проглотить маленькую таблетку. Как технологии развиваются в сторону большей компактности, так и лекарственные препараты: все больше пользы в маленьком размере.
Таблетка: культурный контекст
В современном обществе таблетка стала больше, чем методом лечения, утверждают авторы статьи. Это уже некий способ усовершенствовать свою жизнь, жить лучше, жить активнее. Достаточно посмотреть на два момента: как много появляется препаратов, призванных не столько лечить, сколько помогать в чем-то, и на то, какие сообщения несет потребителю реклама таблеток.
Люди в современном мире пьют таблетки, чтобы заснуть и чтобы проснуться, чтобы уничтожить бактерии и чтобы поселить в организме полезные бактерии, чтобы справиться со стрессом или похмельем, чтобы спокойно есть вредную пищу и не страдать после изжогой, чтобы похудеть или набрать мышечную массу, чтобы секс стал лучше и чтобы не рождались незапланированные дети…
Все это ведь уже не про лечение, все это — часть нашего общества потребления, наравне со смартфонами, домашними кинотеатрами, одеждой и обувью.
«Новое качество жизни», «Энергия для вашего здоровья», «Чтобы ничто не мешало радоваться жизни» — подобные рекламные призывы лежат в основе даже банальных средств от болей в желудке или геморроя. Маркетологи хорошо понимают, как нужно продвигать свой товар. И товара становится все больше, рынок фармацевтических средств растет с каждым годом. По меткому выражению руководителя Центра оценки и исследования лекарств FDA Джанет Вудкок, «наступает время, когда не лекарство создается для каждой болезни, а болезнь — для каждого лекарства».
Вера в таблетку
При этом иногда послание, которое сопровождает прием таблетки, даже важнее ее действующего вещества. Собственно, это всем известный эффект плацебо: мне достаточно верить, что этот препарат изменит мою жизнь к лучшему, и он меняет.
Эта вера так сильна, потому что в маленькой таблетке для нас воплощается не просто некая химическая формула (в которую мы часто и не вникаем). Это многовековой труд всей медицинской и смежных наук, исследования, тесты, открытия. Весь этот прогресс человечества — у нас в руках, доступен нам. Именно такое воплощение в маленьком объекте материального мира чего-то намного большего — и есть залог все растущей популярности таблетки в нашем обществе, уверены Крюкофф и Ледер.
Таблетке, внешнему элементу, таким образом отчасти приписываются свойства, которые есть внутри самого человека, его личности, его организма — способность к самоисцелению.
Такая вера может работать и на человека, и против него. У нас множество причин сказать спасибо современной фармацевтике. Существует масса болезней, при которых лекарственные препараты необходимы и зачастую просто незаменимы, а вера в их эффективность лишь повышает вероятность излечения. Но всегда ли мы принимаем препараты осознанно или бывает, что просто попадаем в сети удачной рекламы?
Ученые предупреждают: используя таблетки, мы лечим тело фрагментарно, забывая о том, что это единый механизм. И дело не только в принципе «одно лечим — другое калечим», хотя это тоже серьезнейшая проблема. Дело в том, что в принципе обесценивается понятие здоровья. Уже не нужно глубоко разбираться в причинах сбоев, которые дает наш организм (а ведь они не случайны), можно просто выпить таблетку и снять все неприятные симптомы.
Экономика таблетки
Есть и другая негативная сторона того, что лекарственные препараты стали сугубо рыночным продуктом. На рынке выгодно производить продукт массового потребления, спрос на который постоянен или даже растет, за счет рекламных компаний.
Выгодно ли в таком случае производителю искать новые формулы против серьезных заболеваний, тратя на это огромные деньги с непредсказуемым результатом. Или лучше слегка подправить формулу давно известного препарата, снижающего стресс, и вывести его на рынок под новым названием и красивым рекламным слоганом, чтобы как можно больше людей поняли, что эта таблетка — то, что им нужно. Ответ напрашивается сам собой.
В мировом масштабе есть и другая проблема, о которой бьют тревогу экологи. Где в итоге оказываются все те химические соединения после вывода из организма человека или домашнего скота? Конечно, в окружающей среде, прежде всего — в водных источниках. Влияние их на экосистему еще не вполне изучено, но ученым очевидно, что они определенно существует.
Да и на государственном уровне культ таблетки выгоден, считают авторы статьи. Люди не замечают, что проблемы их здоровья — глобальные, выходящие за пределы их личности. Плохая экология, неразвитая система ранней диагностики, социальные потрясения, отсутствие должного контроля над производством продуктов питания и так далее — все эти вопросы требуют решения на уровне государств и даже выше. Но государству проще финансировать создание очередной таблетки, чем работать над причинами болезней.
Так или иначе, все описанные тенденции слишком серьезны и последствия мы представляем себе очень плохо. Авторы статьи призывают к переосмыслению наших взглядов на эти вопросы — общества в целом и каждого в отдельности. Тело целостно и обладает огромными возможностями, и будет здорово, если мы научимся верить в них, сможем изучать, сохранять и использовать и их. Если мы будем больше обращать внимание на среду вокруг себя и стараться менять ее в меру сил. А не полагаться лишь на «волшебные таблетки».