Связь между обонянием, загрязнением воздуха и неврологическими заболеваниями

Исследователи изучают, каким образом мелкие частицы в воздухе вызывают проблемы в мозге и такие нарушения, как болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона, - пишет eurekalert.org.

Ученые исследовали, как спинномозговая жидкость, текущая вокруг головного и спинного мозга, вытекает через нос, и что происходит, когда поток жидкости останавливается.

«За последние 5 лет проявился большой интерес к пониманию движения спинномозговой жидкости, - сказал Патрик Дрю - доцент кафедры инженерных наук и механики, нейрохирургии и биомедицинской инженерии в Huck Institutes. - Все больше и больше осознается, что она не только амортизирует мозг, но и может переносить вещества из области мозга и позвоночника».

Вопрос, однако, в том, как спинномозговая жидкость покидает замкнутый участок головного и спинного мозга и куда она направляется? Некоторые ученые предполагали, что один такой путь лежит через нос.

«Я пытался маркировать спинномозговую жидкость красителем для другого эксперимента, - сказал Джордан Н. Норвуд, аспирантка по клеточной биологии и биологии развития и студентка Дрю. - Мы увидели, как эта окрашенная спинномозговая жидкость вытекает через нос».

Дополнительное изучение старых научных работ показало, что этот процесс связан еще и с обонянием. Исследователи также обнаружили, что существует связь между потерей обоняния и ранним началом таких неврологических заболеваний, как болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона.

Используя химическую абляцию, исследователи уничтожили обонятельные сенсорные нервы, которые проходят через твердое нёбо мыши. Разрушение этих нервов приводит к потере обоняния, но также вызывает остановку спинномозговой жидкости.

«Мыши кажутся нормальными после того, как мы использовали сульфат цинка для удаления нервов в носу», - сказал Дрю.

Поскольку поток жидкости из носа прекратился, исследователи проверили, увеличилось ли давление вокруг головного мозга и спинного мозга. Вопреки ожиданиям давление не увеличилось.

Исследователи полагают, что кроме носовых ходов могут существовать альтернативные пути, например, те, которые ведут в лимфатическую систему.

Другая возможность состоит в том, что производство спинномозговой жидкости уменьшается в ответ на остановку потока через нос.

Исследователи предполагают, что «повреждение обонятельных сенсорных нейронов (например, в результате загрязнения воздуха) может способствовать изменению оборота и потока спинномозговой жидкости, обеспечивая потенциальный механизм развития неврологического заболевания». Они также утверждают, что «снижение обращения спинномозговой жидкости может быть фактором, способствующим накоплению токсичных метаболитов и белков, которые вызывают нейродегенеративные нарушения».

«Удалив нейроны, мы смогли нарушить и отключить поток в носу, - сказала Норвуд. – Это то, что происходит у людей, вдыхающих воздух в районах с сильным загрязнением. Затем мы хотели бы сотрудничать с лабораторией в Институте материаловедения, которая работает с частицами сажи или реактивного топлива, чтобы увидеть, получим ли мы такой же эффект».

[Фото: Viktoriia Kasyanyuk: ru.123rf.com]