Ученые из Австралии выявили механизм, которые ведут к быстрому расколу суперконтинента, сообщает пресс-служба университета в Сиднее. Статья с результатами работы опубликована в Nature.

Ученые из австралийской исследовательской группы EarthByte совместно с Исследовательским центром наук о Земле в Потсдаме (Германия) решили выяснить, почему у нас на Земле всего несколько континентальных плит и почему они, вроде бы двигаясь медленно по поверхности, иногда приводят к быстрому распаду суперконтинентов. Нынешнее представление о строении земной коры основано на концепции движения тектонических плит. Они то образуют суперконтиненты, то снова распадаются по отдельности, находясь в непрерывном движении над подстилающей их вязкой магмой. Но как все-такие суперконтиненты раскалываются? Ученые десятки лет размышляли над этим, и не находили ответа, исходя из того, что им было известно о тектонике плит. Теперь же, проведя анализ тысяч километров сейсмических профилей и сравнив результаты с компьютерным моделированием, они кажется поняли механизм.

Лучше всего это явление объяснить через аналогию. Представьте себе, что рвете толстый кусок теста. Сначала нужно приложить усилия, потому что тесто сопротивляется и растягивается, а потом вдруг — хлоп и резко рвется, края его обвисают. Такой же процесс происходит при расколе суперконтинентов.

Ведущий автор статьи доктор Саша Брюне (Sascha Brune) из университета в Потсдаме пояснила пресс-службе, что разрыв суперконтинента так просто не заканчивается. Растяжение приводит к мелкому дроблению внешних окраин тектонических плит, быстрому их погружению, высвобождению большого потока тепла и повышенной вулканической активности.

И как итог — полный разрыв суперконтинента на плиты с погружением их окраин в море. Авторы работы отмечают, что континентальный шельф, то есть те самые погруженные в океан окраины плит, играет большую роль в биохимическом цикле, в частности углеродном и азотном. На шельфах сосредоточены большие запасы природного газа, от которого человечество сильно зависит, поэтому механизмы их образования нужно изучать.

Ученые постоянно совершенствуют свои представления о внутреннем строении планеты. Так недавно они обнаружили, что теоретические расчеты вертикальных движений мантийных плюмов и данные наблюдений не соответствуют друг другу. Оказалось, что потоки мантии совершают вертикальные колебания на порядок быстрее, чем предполагалось.

P.S. А еще на сайте GPlates Portal можно посмотреть анимации, иллюстрирующие вышеописанный и другие процессы.

[Фото: Dietmar Müller]