На этой неделе русскоязычный интернет пытался разобраться, что случится с вакциной против ВИЧ — глава Федерального медико-биологического агентства России Владимир Уйба вдруг заявил о том, что денег на завершение испытаний нет. Возможно, журналист не так понял Уйбу, а может и сам Уйба чего-то не понимал, но вопрос этот оказался болезненным, и в СМИ пошли опровержения. Особо подчеркивалось, что отечественная вакцина уже прошла клинические испытания. Этот казус мог бы стать поводом серьезно поговорить о распространении СПИД в России, о лечении, о достижениях науки. Но нет — молчание. Единственные кто, среагировали быстро и грамотно, — журналисты «Эха Москвы», которые вывели в эфир академика РАМН Вадима Покровского, руководителя лаборатории эпидемиологии и профилактики СПИДа.

Как это часто бывает, эксперт о приостановке работы над вакциной узнал от журналистов. Ни о чем подобном в научных кругах не говорили. Но еще интереснее другое — бить в набат из-за вакцины от ВИЧ вообще не стоило, поэтому что это направление борьбы с заболеванием уже далеко не мейнстрим. На примере зарубежных вакцин известно, что они не особо эффективны. Более перспективно лечить антиретровирусными препаратами, которые подавляют ВИЧ у больного, и делают его не заразным. Но вирус полностью не исчезает и сохраняется в геноме костного мозга. Вопрос в том, как его уничтожить там? Пока ученые видят два пути: генная терапия или радикальное лечение — пересадка костного мозга от человека, генетически невосприимчивого к ВИЧ. Желающие узнать новости о СПИД из первых рук, послушайте аудиозапись.

Попытка расшифровать папирусы из Геркуланума

Суть новости в том, что физики просветили в ускорителе в Гренобле свитки из древнегреческого города Геркуланум, погибшего во время извержения Везувия. Им удалось обнаружить некоторые различия между поверхностью свитка, где чернила были и где их не было, что дает надежду на прочтение текстом, записанных не позднее I века н.э. Впрочем, до расшифровки еще далеко.

Когда я пишу этот текст, статья итальянских физиков в Nature Communications набрала огромное число откликов в СМИ, твитов и постов в разных соцсетях, метрика Аltmetric видит отражение статьи в 362 заметках и постах по DOI (идентификатор цифрового объекта) — рекордная цифра для этого журнала. Учитывая, что эта метрика не учитывает материалы без прямых ссылок или указания DOI, рейтинг статьи бы вырос на порядок только за счет рунета, потому что у нас только самый ленивый журналист и блогер не написал об обугленных папирусах.

На мой взгляд, подробнее всего суть работы объяснил Павел Котляр из Gazeta.ru в статье «Рукописи спасут маммологи». Я правда, не увидела в статье ни гиперссылки, ни обычной ссылки на первоисточник информации — ту самую статью физиков. Там вообще нет никаких указаний на источники информации, поэтому складывается впечатление, что автор самостоятельно позвонил и опросил всех упомянутых в статье ученых. Если это так, то честь ему и хвала. А на Газета.ТВ можно посмотреть на папирусы.

Отмечу еще внятный перевод зарубежных источников на «Образоваче». Если кто не знает, это сообщество в социальной сети Вконтакте, созданное когда-то сотрудниками отдела науки Lenta.ru. Заметка «Обугленные папирусы научились читать не разворачивая» и там набрала рекордное число просмотров: более 7000. Такая читаемость одного единственного текста, к тому же посвященного науке, не снится подавляющему большинству наших онлайн-медиа.

Безопасные ГМО

Генномодифицированные организмы — особо любимый журналистами сюжет. В России он к тому же окрашен многолетним противостоянием ученых и законодателей. Новость о том, что в недрах Минобра разработан проект закона о регулировании ГМО, запрете на выращивание и работу с генномодифицированными растениями и животными в России, быстро разошлась в СМИ. И стала прекрасным спусковым крючком для волны заметок о научном прорыве в США — ученые из Гарварда и Йеля сделали такие ГМО, которые неспособны жить в естественной среде, потому что запрограммированы на потребление искусственных аминокислот, и без них погибают.

Лучшие статьи об этом открытии:

На сайте журнала «ГЕО» — «Пожизненное заключение». Ее автор Ольга Добровидова сейчас проходит стажировку по научной журналистике в MIT (США), поэтому она взяла комментарий у местного эксперта по синтетической биологии Кеннета Ойе.

Снова «Образовач» — «ГМО «привязали» к человеку за счет измененного генетического кода».

Упомяну и «Чердак: наука, технологии, будущее», новорожденный ресурс, создаваемый при ИТАР-ТАСС на деньги Минобрнауки и пока существующий только в Facebook — «Ученые создали генетически модифицированные микроорганизмы, которые не смогут выжить вне лаборатории». Будем надеяться, что он все же откроется в феврале и недавние бюджетные кровопускания в ИТАР-ТАСС не помешают этому долгожданному событию.

Что еще почитать

Любители космонавтики не пройдут мимо новости о том, что расшифрованы дневники конструктора советской космической техники Василия Мишина. Он занял пост руководителя ОКБ-1 после смерти Сергея Королева. Всю жизнь В.П. Мишин вел дневники, где делился мыслями и о работе. Дневники конструктора купил американский бизнесмен и недавно передал их в Россию. Записки расшифровали, издали и, как пишет в своем блоге редактор журнала «Новости космонавтики» Александр Ильин: «Внимание! В это трудно поверить — ОРКК выкладывает все три тома дневников в свободный доступ». Подробнее об истории дневников В.П. Мишина читайте в заметке научного корреспондента МК Натальи Веденеевой «Живая история советской космонавтики вернулась в Россию из США».

В статье «После СССР — туберкулез да волки» на Gazeta.ru Павел Котляр подробно рассказал об интересном исследовании популяций диких животных в России после распада СССР. Лосей, кабанов, медведей стало меньше, их численность падает с 1991 года. А туберкулез, наоборот, после распада Союза начал у нас распространяться.

Еще одна интересная по ряду причин тема — сопротивляемость опасных болезней антибиотикам, о которой на «Русской планете» выложили неплохую статью «Лекарства из грязи». В поисках новых, более мощных антибиотиков, ученые изучают почву. Кому-то достаточно образцов с заднего двора офиса, а кому-то нужны почвы со всего мира. Так появился проект Drugs from Dirt. Его авторы просят всех желающих прислать образцы почв из уникальных труднодоступных мест планеты. Ничего удивительного в таком проекте нет, в последнее время ученые нередко действуют методом крайдсорсинга, что получило название гражданской науки. Подробнее об этом явлении читайте в нашем материале «Непрофессиональные ученые: что такое гражданская наука».

Завершу обзор заметкой о математике из Санкт-Петербурга Дмитрии Челкаке, который получил премию Салема за работы, связанные с моделью Изинга. Единственный, кто рассказал, об этом радостном событии, — снова «Образовач». Наслаждайтесь, как говорится, «по хардкору».