Исследователи из компании Calico Life Sciences установили, что после определенного возраста ежедневная вероятность смерти для любого голого землекопа (Heterocephalus glaber) составляет 1 из 10000. В то время как у других животных она повышается с годами, у этих грызунов она после достижения указанной цифры не меняется, а в отдельных случаях даже падает. Научная статья о старении голых землекопов опубликована в журнале eLIFE.

Вероятность гибели животного, в частности, млекопитающего, зависит от его возраста. Сначала она довольно велика, так как детеныши слабее и мельче взрослых и редко могут за себя постоять. Затем, по мере взросления, риски падают, но с началом старения повышаются вновь из-за ухудшения работы различных систем органов. Исключений из этого правила известно не было.

Однако недавно биологи проанализировали сроки жизни более трех тысяч голых землекопов и пришли к выводу, что их существование нарушает описанную закономерность. Вероятность смерти зрелого голого землекопа в каждый отдельно взятый день составляет чуть больше одной десятитысячной. Она не зависит ни от пола животного, ни от его иерархического положения, ни даже от возраста. В ряде случаев она даже немного снижается с годами, сообщают авторы статьи.

Впрочем, у полученных данных есть ограничения. Большинство животных, информацию о сроке жизни которых использовали исследователи, прожило не более 15 лет: их либо убивали после завершения экспериментов, либо пересылали в другие лаборатории, после чего их след нередко терялся. Вывод о том, что голые землекопы опровергают «правило старения», будет более обоснованным, если к имеющимся данным добавить информацию об особях, достоверно проживших более 25 лет.

Помимо описанной особенности, голые землекопы имеют немало других отличий от других зверей. Они практически не болеют раком и не демонстрируют признаков старения фактически до самой смерти. Притом продолжительность их жизни в десять раз выше, чем у грызунов сходного размера — 30 лет. Кроме того, голые землекопы почти не чувствуют боль и ожоги и могут несколько минут прожить в атмосфере без кислорода. Отличается и их социальное устройство: подобно пчелам, в каждой колонии землекопов есть главенствующая самка и ее самец. Только им позволено размножаться и таким образом плодить рабочих особей, а деятельность половой системы всех остальных она подавляет специально выделяемым для этого веществами.

[Иллюстрация: Roland Gockel/Max Delbruck Center for Molecular Medicine]