Ученые выяснили, что отбор и изъятие стареющих клеток помогает многим органам у мышей, в том числе мозгу, лучше функционировать, - пишет sciencenews.org.

Стареющие клетки, которые накапливаются с возрастом, все еще живы, но находятся в состоянии анабиоза - они больше не выполняют свои функции и перестают делиться. Устранение этих клеток из организма увеличивает продолжительность жизни у мышей, а также улучшает состояние сердца и почек. Ученым также удалось выяснить, что стареющие клетки наносят вред стареющему мозгу.

Молекулярный биолог Даррен Бейкер из клиники Майо в Рочестере (штат Миннесота), и его коллеги изучали мышей с мутациями, которые заставляли нервные клетки в их мозгу накапливать токсичную форму белка тау. Наличие так называемых нейрофибриллярных клубков (скоплений) этого белка является признаком болезни Альцгеймера и других форм деменции.

На некоторых из исследуемых мышей Бейкер и его коллеги также испытали генетический трюк - «переключатель убийства», который разрушает клетки, как только они начинают стареть. У мутировавших мышей с этим переключателем белок тау не накапливался так быстро. Более того, эти мыши лучше могли распознавать новые запахи и объекты, чем мыши с большим количеством стареющих клеток в мозгу. Противораковый препарат под названием навитоклакс, который предназначен для стареющих клеток, также оказывает защитное действие на мозг мышей.

В частности, наибольшие проблемы у мышей вызывают глиальные клетки, помогающие нервным клеткам выполнять свою работу. Исследователи подозревают, что «плохие» нейроны – накопившие, например, токсичный тау, могут проникать в стареющие глиальные клетки, а они в свою очередь повреждают нервные клетки, что позволяет тау еще больше накапливаться.

По мнению нейробиолога Марка Маттсона из Национального института по проблемам старения в Балтиморе, результаты исследования показывают, что стареющие клетки в мозге могут играть роль в старении. Однако перед учеными еще много вопросов, пока оставшихся без ответа. Например, какие сигналы заставляют глиальные клетки стареть, и как именно они наносят вред нервным клеткам.

Бейкер и его коллеги планируют изучить, может ли разрушение стареющих клеток у животных, у которых уже есть признаки заболевания головного мозга, замедлить его или даже обратить вспять.