На днях, в Институте мировой литературы РАН прошло торжественное чествование старейшего сотрудника института, заведующего отделом средневековых славянских литератур, доктора филологических наук, профессора, лауреата премии имени Д.С.Лихачева, Анатолия Сергеевича Демина.
Он родился в Баку 27 февраля 1935 года. В 1957 году окончил Бакинский университет. После окончания аспирантуры Института русской Литературы (Пушкинский дом/ ИРЛИ АН СССР) работал в Государственной Публичной Библиотеке, с 1969 — является научным сотрудником Института Мировой литературы (ИМЛИ РАН), и возглавляет отдел древнерусской литературы. Основной круг его интересов — это русская литература XVI — нач. XVIII вв., драматургия, проблемы поэтики древнерусской литературы.
Анатолий Сергеевич - автор более 300 научных работ, среди которых книги «О художественности древнерусской литературы. Очерки древнерусского мировидения», «О древнерусском литературном творчестве. Опыт типологии», «Поэтика древнерусской литературы (XI–XIII вв.)» и множества других.
Одной из несомненных и очень важных заслуг Анатолия Сергеевича, коллеги считают поддержание традиции проведения открытых семинаров исследователей древнерусской культуры, которые проводятся в стенах института еженедельно, вот уже 75 лет (с 1940 года, с перерывами в некоторые годы).
«Эти семинары объединяют всех, кто занимается не только литературой, но древнерусской культурой в целом, независимо от конкретной специальности. В лучшие годы вокруг этого семинара был объединен актив примерно в 500 исследователей, - рассказывает специалист по древнерусской литературе, ученый-литературовед, Федор Сергеевич Капица, - Заседания проводились раз в неделю, по средам в шесть часов вечера – после окончания рабочего дня. На каждом заседании слушались один, реже два доклада, а потом они обсуждались. Поскольку собирались филологи самых разных специальностей, историки, искусствоведы, не только из академических институтов, но и из музеев, и даже музыковеды, обсуждения часто бывали интереснее самих докладов.
Главное качество, которое сделало Анатолия Сергеевича неформальным лидером московских «древников» - это умение объединять вокруг себя абсолютно разных людей. Он всегда умеет повернуть и тему исследования, и тему заседания так, чтобы она была интересна всем присутствующим. Это очень важно, суметь увидеть общее рациональное зерно. Анатолий Сергеевич начал заведовать сперва сектором, а потом и отделом древнеславянских литератур».
И в этот раз, торжественное чествование юбиляра по случаю 80-летия проходило в форме такого семинара. Много теплых и приятных слов в адрес друга, коллеги, учителя… Анатолий Сергеевич отмахивается – мол, «все это слова, слова… Давайте лучше делом займемся». А дело – это Древнерусская литература, изучению которой Демин посвятил большую часть своей жизни. Даже праздничный день в стенах ИРЛИ не прошел без традиционных докладов – участники делились своими открытиями в произведениях древнерусской культуры – в «Слове о полку Игореве» и «Житии Дмитрия Донского», в легенде об иконе «Новгородское знамение», в драматических произведениях того времени и в церковно-певческом искусстве.
И лишь после того, как выступили все докладчики, нам удалось ненадолго отвлечь юбиляра от работы и задать ему несколько вопросов:
- Анатолий Сергеевич, почему именно Древнерусская литература? Что привлекло Вас в этой теме?
Есть люди разного типа, одним нравится то, что современно и привычно. А другим интересно то, что непривычно, необычно, несвойственно современной эпохе. Я родился в Баку, там есть дворец Шахов 15 века. Я участвовал в его раскопках, даже нашел древнегреческую амфору в бане Ширваншаха, и с тех пор заинтересовался эпохой средневековья. А со временем я перешел на свой родной материал – на изучение Древней Руси, старославянского языка…
- Кого вы считаете своими главными учителями?
Первая и главная моя благодарность – моему учителю Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. Он мой самый главный учитель Второй учитель – Малышев Владимир Иванович. Есть такая специальность, которой желательно владеть всем, кто занимается древнерусской литературой – это палеография, то есть умение читать древние рукописи. В 17 веке была скоропись, которую очень трудно читать сегодня, поскольку она не похожа на наши современные почерка. И вот, знанием палеографии я обязан Малышеву. Я даже помню, как мы ему экзамены сдавали: нам раздавали настоящие рукописи 17 века – и нужно было сразу читать это, прямо с листа. И ничего, читали, и даже получали свои пятерки. А еще я не могу не назвать своим учителем Александра Сергеевича Орлова. Помню, как еще в бакинском университете один жулик-преподаватель читал нам лекции по Древнерусской литературе… Очень интересные лекции были, и я заинтересовался предметом не на шутку. Позже выяснилось, что этот преподаватель читал лекции не по собственным записям а по учебнику Орлова. Таким образом, получается, что именно благодаря Александру Сергеевичу Орлову я увлекся Древнерусской литературой.
- Какие качества характера необходимы тому, кто хочет преуспеть на поприще изучения древнерусской литературы?
Главное – интерес. Должны быть развиты художественный вкус, художественное ощущение, образная память. И еще: нужно быть в первую очередь - филологом. Не журналистом, не историком, а именно филологом, отличающимся любовью к слову, к языку. Ведь в журналистике главное – информация, в истории – факты. Например, историк может изучать какую-нибудь… эволюцию цены на соль в Соликамске в 17 веке. А нам, филологам, интересно не просто то, что «происходило в Саликамске?», сколько то «как об этом писали современники».
- Однако, в изучении Древнерусской литературы вряд ли можно обойтись без знания той же истории!
Конечно. Наука на самом деле – едина. Нам помогают историки, языковеды, искусствоведы, и многие другие специалисты, а мы в свою очередь помогаем им. Вообще профессиональная жизнь специалиста, занимающегося Древнерусской литературой, складывается из четырех ступенек. Первая – археография, поиски рукописей, вторая – текстология, то есть изучение самих текстов, третья ступень – поэтика, четвертая – идеология и история творчества. Каждый специалист выбирает ту ступень, которая ему ближе. Есть, допустим, археографы от Бога. Таким был и мой учитель Малышев Владимир Иванович. Поиски рукописей – это вообще особая специальность. Я студентам часто рассказываю, как мы ездили в к экспедиции – обычно, это интересно многим.. А есть те, кого больше увлекает текстология. Сам я- наследник Лихачева, поэтому мои основные сферы интересов - это поэтика и история художественного творчества. В общем, каждому в свое! И на каждой «ступеньке», в каждой области, всюду огромное количество возможностей, целые поля для изучения! У каждого «древника» есть свое, особое поле для деятельности, так что мы друг другу совершенно не мешаем, и даже напротив… каждый из нас, в каком-то смысле одинок в своей более-менее узкой сфере интересов. Однако всех нас объединяет общая страсть к единому предмету – Древнерусской Литературе.
Подготовила Юлия БРАВАРЕНКО