Материалы портала «Научная Россия»

0 комментариев 6209

Старейшему сотруднику Института Мировой Литературы РАН исполнилось 80

Старейшему сотруднику Института Мировой Литературы РАН исполнилось 80
На днях, в  Институте мировой литературы РАН прошло торжественное чествование старейшего сотрудника института, заведующего отделом средневековых славянских литератур, доктора филологических наук, профессора, лауреата премии имени Д.С.Лихачева, Анатолия Се

На днях, в  Институте мировой литературы РАН прошло торжественное чествование старейшего сотрудника института, заведующего отделом средневековых славянских литератур, доктора филологических наук, профессора, лауреата премии имени Д.С.Лихачева, Анатолия Сергеевича Демина.

Он родился в Баку 27 февраля 1935 года. В 1957 году окончил Бакинский университет. После окончания аспирантуры Института русской Литературы (Пушкинский дом/ ИРЛИ АН СССР) работал в Государственной Публичной Библиотеке, с 1969 — является научным сотрудником Института Мировой литературы (ИМЛИ РАН), и возглавляет отдел древнерусской литературы. Основной круг его интересов — это русская литература XVI — нач. XVIII вв., драматургия, проблемы поэтики древнерусской литературы.

Анатолий Сергеевич - автор более 300 научных работ, среди которых книги «О художественности древнерусской литературы. Очерки древнерусского мировидения», «О древнерусском литературном творчестве. Опыт типологии», «Поэтика древнерусской литературы (XI–XIII вв.)» и множества других.

Одной из несомненных и очень важных заслуг Анатолия Сергеевича, коллеги считают поддержание традиции проведения открытых семинаров исследователей древнерусской культуры, которые проводятся в стенах института еженедельно, вот уже 75 лет (с 1940 года, с перерывами в некоторые годы).

«Эти семинары объединяют всех, кто занимается не только литературой, но древнерусской культурой в целом, независимо от конкретной специальности. В лучшие годы вокруг этого семинара был объединен актив примерно в 500 исследователей, - рассказывает специалист по древнерусской литературе, ученый-литературовед, Федор Сергеевич Капица, - Заседания проводились раз в неделю, по средам в шесть часов вечера – после окончания рабочего дня. На каждом заседании слушались один, реже два доклада, а потом они обсуждались. Поскольку собирались филологи самых разных специальностей, историки, искусствоведы, не только из академических институтов, но и из музеев, и даже музыковеды, обсуждения часто бывали интереснее самих докладов.

Главное качество, которое сделало Анатолия Сергеевича неформальным лидером московских «древников» - это умение объединять вокруг себя абсолютно разных людей. Он всегда умеет повернуть и тему исследования, и тему заседания так, чтобы она была интересна всем присутствующим. Это очень важно, суметь увидеть общее рациональное зерно. Анатолий Сергеевич начал заведовать сперва сектором, а потом и отделом древнеславянских литератур».

И в этот раз, торжественное чествование юбиляра по случаю 80-летия проходило в форме такого семинара. Много теплых и приятных слов в адрес друга, коллеги, учителя… Анатолий Сергеевич отмахивается – мол, «все это слова, слова… Давайте лучше делом займемся». А дело – это Древнерусская литература, изучению которой Демин посвятил большую часть своей жизни. Даже праздничный день в стенах ИРЛИ не прошел без традиционных докладов – участники делились своими открытиями в произведениях древнерусской культуры – в «Слове о полку Игореве» и «Житии Дмитрия Донского», в легенде об иконе «Новгородское знамение», в драматических произведениях того времени и в церковно-певческом искусстве.

       И лишь после того, как выступили все докладчики, нам удалось ненадолго отвлечь юбиляра от работы и задать ему несколько вопросов:

- Анатолий Сергеевич, почему именно Древнерусская литература? Что привлекло Вас в этой теме?

      Есть люди разного типа, одним нравится то, что современно и привычно. А другим интересно то, что непривычно, необычно, несвойственно современной эпохе. Я родился в Баку, там есть дворец Шахов 15 века. Я участвовал в его  раскопках, даже нашел древнегреческую амфору в бане Ширваншаха, и с тех пор заинтересовался эпохой средневековья. А со временем  я перешел на свой родной материал – на изучение Древней Руси, старославянского языка…

- Кого вы считаете своими главными учителями?

     Первая и главная моя благодарность – моему учителю Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. Он мой самый главный учитель Второй учитель – Малышев Владимир Иванович. Есть такая специальность, которой желательно владеть всем, кто занимается древнерусской литературой – это палеография, то есть умение читать древние рукописи. В 17 веке была скоропись, которую очень трудно читать сегодня, поскольку она не похожа на наши современные почерка.  И вот, знанием палеографии я обязан  Малышеву. Я даже помню, как мы ему экзамены сдавали: нам раздавали настоящие рукописи 17 века – и нужно было сразу читать это, прямо с листа. И ничего, читали, и даже получали свои пятерки. А еще я не могу не назвать своим учителем Александра Сергеевича Орлова. Помню, как еще в бакинском университете один жулик-преподаватель читал нам лекции по Древнерусской литературе… Очень интересные лекции были, и я заинтересовался предметом не на шутку. Позже выяснилось, что этот преподаватель читал лекции не по собственным записям а по учебнику Орлова. Таким образом, получается, что именно благодаря Александру Сергеевичу Орлову я увлекся Древнерусской литературой.

- Какие качества характера необходимы тому, кто хочет преуспеть на поприще изучения древнерусской литературы?

Главное – интерес. Должны быть развиты художественный вкус, художественное ощущение, образная память. И еще: нужно быть в первую очередь - филологом. Не журналистом, не историком, а именно филологом, отличающимся любовью к слову, к языку. Ведь в журналистике главное – информация, в истории – факты. Например, историк может изучать какую-нибудь… эволюцию цены на соль в Соликамске в 17 веке. А нам, филологам, интересно не просто то, что «происходило в Саликамске?», сколько то «как об этом писали современники».

- Однако, в изучении Древнерусской литературы вряд ли можно обойтись без знания той же истории!

Конечно. Наука на самом деле – едина. Нам помогают историки, языковеды, искусствоведы, и многие другие специалисты, а мы в свою очередь помогаем им. Вообще профессиональная жизнь специалиста, занимающегося Древнерусской литературой,  складывается из четырех ступенек. Первая – археография, поиски рукописей, вторая – текстология, то есть изучение самих текстов, третья ступень – поэтика, четвертая – идеология и история творчества. Каждый специалист выбирает ту ступень, которая ему ближе. Есть, допустим, археографы от Бога. Таким был и мой учитель Малышев Владимир Иванович. Поиски рукописей – это вообще особая специальность. Я студентам часто рассказываю, как мы ездили в к экспедиции – обычно, это интересно многим.. А есть те, кого больше увлекает текстология. Сам я- наследник Лихачева, поэтому мои основные сферы интересов - это поэтика и история художественного творчества. В общем, каждому в свое! И на каждой «ступеньке», в каждой области, всюду огромное количество возможностей, целые поля для изучения! У каждого «древника» есть свое, особое поле для деятельности, так что мы друг другу совершенно не мешаем, и даже напротив… каждый из нас, в каком-то смысле одинок в своей более-менее узкой сфере интересов. Однако всех нас объединяет общая страсть к единому предмету – Древнерусской Литературе.

Подготовила  Юлия БРАВАРЕНКО

анатолий демин древнерусская культура институт мировой литературы ран литература русский язык

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.