Исследование Школы медицины Икана Медицинского центра Маунт-Синай показало, что оценка полигенного риска не лучше, чем письменные отчеты, при прогнозировании ухудшения симптомов шизофрении у пациента, - пишет eurekalert.org со ссылкой на Nature Medicine.

С помощью новейших компьютерных программ исследователи из Медицинской школы Икана на горе Синай просмотрели генетические и медицинские записи более 8000 пациентов с шизофренией. Они обнаружили, что инструмент, обычно используемый в исследованиях для оценки генетического риска человека для заболевания, называемый полигенной оценкой риска, не лучше предсказывает исход болезни пациента с течением времени, чем письменные отчеты. Результаты поднимают важные вопросы об использовании полигенных оценок риска в реальных клинических ситуациях, а также предполагают, что письменный отчет врача может быть невостребованным источником информации для прогнозов.

«Лечение больных шизофренией - душераздирающий опыт. Одна из самых сложных задач в уходе за пациентами - это попытаться определить, ухудшится или улучшится состояние каждого пациента. Если бы мы могли это сделать, мы могли бы помочь облегчить страдания, которые испытывают пациенты и их близкие, - сказал Александр У. Чарни, доктор медицинских наук, доцент кафедры психиатрии, генетики и геномных наук в Икан-Маунт-Синай и старший автор исследования, опубликованного в журнале. - Наши результаты показывают, что для психических заболеваний, наиболее глубоко охарактеризованных на генетическом уровне, текущее состояние генетических исследований пока не может решить эту проблему».

От шизофрении во всем мире страдают около 20 миллионов человек, это сокращающее жизнь психическое расстройство, которое изменяет то, как человек думает, действует и воспринимает реальность. Как правило, симптомы появляются в подростковом возрасте до 30 лет и могут длиться всю жизнь. В то время как некоторые пациенты могут хорошо реагировать на лечение, другие - нет.

Хотя это заболевание с высокой степенью наследственности, большинство случаев не связано с одним геном. Ученые обнаружили, что риск заболеть шизофренией зависит от сложной комбинации нормальных генетических вариантов, ни один из которых сам по себе не вносит большой вклад в риск, но вместе составляет множество случаев. В настоящее время около 300 таких вариантов связаны с шизофренией.

Полигенная оценка риска - это широко используемый метод для обобщения генетической составляющей риска заболевания у человека. За последнее десятилетие многие крупные исследования показали, что показатели риска у пациентов с шизофренией значительно выше, чем у здоровых людей из контрольной группы. Подобные результаты были замечены в исследованиях других расстройств, таких как гипертония и диабет.

«Оценка полигенного риска в основном складывает все черты, связанные со сложным заболеванием. Изначально она был разработана как инструмент описания. Совсем недавно ученые предположили, что это может быть эффективным инструментом для точной медицины, в которой генетика человека используется для диагностики заболеваний и прогнозирования результатов, - сказала Изотта Ланди, доктор философии, научный сотрудник лаборатории доктора Чарни и ведущий автор исследования. - В этом исследовании мы хотели тщательно проверить, может ли оценка полигенного риска быть инструментом прогнозирования».

Сначала исследователи сравнили генетические и медицинские записи 762 пациентов с шизофренией, хранящиеся в программе BioMe™BioBank системы Mount Sinai Health System. В частности, они проверили, может ли полигенная оценка риска шизофрении пациента предсказать шесть неблагоприятных исходов для каждого пациента лучше, чем информация, полученная из медицинских отчетов, написанных врачами.

Для этого доктор Ланди работал с другими над разработкой передовых компьютерных программ, которые вычисляют оценки полигенного риска на основе генетических данных пациента и используют инструменты обработки естественного языка для извлечения информации из письменных отчетов.

Они обнаружили, что два исхода - агрессивное поведение и необходимость госпитализации - были значительно связаны с более высокими показателями полигенного риска. Однако оценки оказались не более эффективными при прогнозировании этих результатов, чем информация, полученная из письменных отчетов, и их объединение не повлияло на предсказуемость.

Последующие эксперименты подтвердили эти результаты. Например, исследователи не увидели изменений в результатах, когда они пытались предсказать результаты только у людей с наивысшими показателями полигенного риска.

Наконец, они увидели ту же тенденцию, когда проанализировали генетические и медицинские записи 7779 пациентов, хранящиеся в когорте геномной психиатрии, крупном проекте, финансируемом Национальными институтами здравоохранения. И снова оценка полигенного риска не улучшила способность клинических данных предсказывать плохие результаты.

«Наши результаты показывают, что необходимо проделать дополнительную работу, чтобы использовать потенциал генетики для улучшения лечения пациентов с шизофренией, - сказал доктор Чарни. - Результаты также предполагают, что подробные медицинские отчеты, которые пишут врачи, могут содержать гораздо более ценную и прогнозирующую информацию, чем мы первоначально ожидали».

[Фото: ru.123rf.com/profile_bialasiewicz/]