Исследователи из Института органической химии при Майнцском Университете имени Иоганна Гутенберга (JGU, Германия) синтезировали новые жидкие кристаллы, которые могут служить материалом для жидкокристаллического «кабеля» и обеспечивать целенаправленную передачу электроэнергии в электронных компонентах. Новость появилась на сайте JGU, статья с результатами работы опубликована в журнале Chemistry - A European Journal.

Жидкие кристаллы – это фазовое состояние вещества, которое занимает промежуточное положение между твердым и жидким состояниями. В жидкости молекулы «плавают» хаотично, а в жидких кристаллах они расположены в определенном порядке, как в обычных кристаллических решетках, но материал при этом все еще остается жидким. Такие кристаллы применяют в экранах телевизоров, смартфонов и калькуляторов.

Исследователи из Института органической химии при Майнцский Университет имени Иоганна Гутенберга нашли еще одно применение этому жидкокристаллическому веществу – передача тока.

«Если вы медленно охладите наши жидкокристаллические материалы, молекулы выстроятся в процессе самосборки, образуя колонны, – объяснил профессор Хайнер Детерт (Heiner Detert) из JGU. – Мы можем представить эти колонны как множество пластов, сложенных один на другой. Но особенность заключается в том, что эти колонны проводят электрическую энергию по всей своей длине». В то время как большинство материалов проводят положительные заряды, молекулы жидких кристаллов проводят электроны. Дополнительным преимуществом жидкокристаллического «кабеля» является то, что если он порвется, то полностью восстановится сам по себе.

Исследователи обнаружили особенно интересный эффект, который проявляется в их синтезированных молекулах: если на одну молекулу воздействуют ультрафиолетом, она начинает светиться в ответ. Если к ней добавить еще несколько, эффект исчезает, и снова появляется, когда число молекул продолжает увеличиваться. Если молекулы суспензировать в растворителе (то есть превратить в жидкую смесь с частицами твердого вещества, равномерно распределенных в жидкости) или расположить на пленке, они будут светиться разными цветами при воздействии ультрафиолетового света.

[Фото: ILL./©: NATALIE TOBER, JGU]