Ежегодно в феврале Россия празднует День защитника отечества. Мы желаем мирного неба над головой военным, врачам, здоровья – ветеранам Великой Отечественной войны, вспоминаем людей, которые в тяжелые годы защищали страну от неприятелей. Но нельзя забывать об ученых и инженерах, которые совершенствовали существующие и создавали новые средства защиты. Об одной из главных разработок для Военно-морского флота СССР – «системе ЛФТИ» – в нашем материале.

Физико-технический институт имени А.Ф. Иоффе Российской академии наук был основан в 1918 году в Петрограде – морской и академической столице. Сегодня это крупнейший центр фундаментальной академической науки, объединяющий исследования в области физики и технические разработки. В годы Великой Отечественной войны сотрудники института внесли огромный вклад в развитие Военно-морского флота.

Инициатива создания института принадлежит видным отечественным ученым. Один из них – Абрам Федорович Иоффе, который и стал первым директором Физико-технического института. Название организации символизировало плодотворный союз фундаментальной науки и технического развития страны.

Одними из первых «флотских» направлений в институте стали работы по созданию магнитометра. А начало работ по размагничиванию датируется 1936 годом. Один из руководителей лаборатории ФТИ, физик и будущий президент Академии наук СССР Анатолий Петрович Александров вспоминал: «Однажды в 1936 году академик Иоффе с четырьмя моряками зашел в нашу лабораторию. Среди них были И.С. Исаков, командующий Балтийским флотом, и начальник НИМТИ А.Е. Брыкин. Исаков сообщил, что принято решение возродить могущественный Военно-морской флот, в том числе крейсеры и линейные корабли. Он был приятно удивлен, узнав, что мы довольно хорошо ориентировались в ситуации на Балтийском и Черноморском флотах. Это было результатом наших исследований с резаками, которые проводились на обоих флотах... перед нами была поставлена задача: в течение 5 лет (таков примерный срок строительства линкора) разработать систему защиты кораблей от магнитных мин и торпед».

Иоффе дал Анатолию Петровичу недельный срок для обдумывания. А сотрудники лаборатории Александрова сразу же приступили к работе, чтобы ответить на вопрос: можно ли в принципе решить поставленную задачу…

Создание систем размагничивания занимало заметное место среди других работ института. Однако это были не единственные разработки по оборонной тематике. Например, в 1940 году, в разгар исследований по системе размагничивания, развивалось направление по противоминной защите, антенной противолодочной сети, совершенствованию мин и торпед. А еще до начала войны сотрудники ФТИ развивали направления оборонного значения по противолодочной акустике, «бесследовому» движению торпед, радиолокационному обнаружению целей, неконтактным взрывателям, различным способам обнаружения подводных лодок.

Уже в апреле 1940 года Александров выступил с докладом о разработанном в Ленинградском физико-техническом институте (ЛФТИ) методе размагничивания кораблей. И хотя поначалу предложенный метод подвергся довольно резкой критике, уже к концу 1940 года испытания «системы ЛФТИ» показали эффективность защиты кораблей надводного флота.

Первоначальная критика была связана в том числе и с тем, что у руководства ВМФ не было единого мнения о принципах защиты кораблей. Однако эксперименты подтвердили эффективность созданной физтеховцами технологии. По воспоминаниям Александрова, предполагалось, что у магнитного взрывателя мины не могла быть высокая чувствительность, поскольку земное магнитное поле довольно существенно изменяется от места к месту, а его колебания часто достигают 10 – 20 мЭ (миллиэрстед). (Эрстед – единица измерения напряжённости магнитного поля. – Прим. НР). Очевидно, что мина не должна взрываться от колебаний в этих пределах. «Иначе говоря, задача компенсации поля не должна решаться точно, точность порядка 10 мЭ будет вполне удовлетворительной», – считал Александров. Благодаря исследованиям физтеховцы не только создали магнитометр ЛФТИ, но и провели опыты на модели и в доках. Так появилась эффективная система размагничивания. Суть метода заключалась в том, что магнитное поле корабля компенсировалось системой накладываемых на корабль трех взаимно перпендикулярных обмоток, через которые пропускались постоянные токи определенных направлений и величин. А регулировались они с помощью системы установленных на корабле магнитометров.

Схема испытательного стенда. Для подводных лодок и небольших кораблей применялся «безобмоточный» метод на основе многократного перемагничивания корпуса. Через несколько месяцев процедуру повторяли

Источник: Доклад директора института А.Г. Забродского на сессии ОФН РАН от 17 декабря 2012 / ФТИ им. А.Ф. Иоффе

Между тем к началу Великой Отечественной войны системой размагничивания был оборудован только один крупный корабль – линкор «Марат» – флагман Краснознаменного Балтийского флота. Поэтому уже с первых дней войны потребовались самоотверженные усилия самих разработчиков и военных моряков. Все силы были брошены на оборудование «системой ЛФТИ» более 50 кораблей флота. Работа была сделана за считанные недели, что вскоре сыграло важную роль во время Таллинского перехода – одной из крупнейших операций ВМФ. В ходе перехода эскадры кораблей из Таллина в Кронштадт было потеряно 53 корабля. Но те суда, которые накануне были оборудованы физтеховцами «системой ЛФТИ», дошли без потерь.

А уже в августе 1941 года основные боевые корабли на всех действующих флотах и флотилиях были защищены от магнитных мин противника. В ходе войны ни один из кораблей с действовавшей «системой ЛФТИ» не подорвался на магнитной мине.

Со временем чувствительность магнитных замыкателей повышалась.  Противник совершенствовал и создавал новые мины для борьбы с уже размагниченными советскими кораблями. По оценкам ученых, чувствительность этих мин в 10 раз превышала прежнюю. А это требовало от сотрудников Физтеха совершенствования размагничивающих устройств. Ученые ЛФТИ стали детально изучать магнитные поля кораблей, их курсовые изменения. В дальнейшем они создали курсовые обмотки с ручным или автоматическим регулированием токов.

Пример процесса размагничивания БДК «Иван Грен»

Источник: Авторство: OlegErm / Wikipedia

Работы по совершенствованию систем размагничивания велись в Физтехе вплоть до окончания боевых действий. Корабли и малые суда, защищенные «системой ЛФТИ» успешно решали боевые задачи, а жизни многих моряков были спасены. Отечественные ученые продемонстрировали истинный патриотизм и навсегда вписали в историю триумфальный союз физики и флота.

Наука для победы. Производство студии "А'РЕАЛ" по заказу ФТИ им. А.Ф. Иоффе. 2011 год. Источник: ФТИ им. А.Ф.Иоффе