Сотрудники ИНГГ СО РАН продолжают изучать уникальные разрезы в Узбекистане

Специалисты ИНГГ СО РАН уже несколько десятилетий работают в Китабском государственном геологическом заповеднике, который расположен в Кашкадарьинской области Узбекистана.

Специалисты Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН уже несколько десятилетий работают в Китабском государственном геологическом заповеднике, который расположен в Кашкадарьинской области Узбекистана. Среди многочисленных природных памятников, находящихся на его территории, особый интерес представляет разрез Зинзильбан.

О его значении для мировой геологической науки и роли новосибирских ученых в его исследовании рассказывает Надежда Георгиевна Изох – старший научный сотрудник лаборатории палеонтологии и стратиграфии палеозоя ИНГГ СО РАН, кандидат геолого-минералогических наук.

Изучая эталон

В Китабском заповеднике находится множество природных памятников, которые относятся к силурийскому (444-419 млн лет назад) и девонскому (419-358 млн лет назад) периодам. В частности, разрез Зинзильбан уникален тем, что в нем можно наблюдать отложения сразу трех ярусов нижнего девона (419-393 млн лет назад) – лохковского, пражского и эмсского.

Стратотип нижней границы Эмсского яруса

В 1996 году Международный союз геологических наук признал разрез Зинзильбан стратотипом нижней границы эмсского яруса нижнего девона – то есть эталоном для отложений данного временного отрезка. В подготовке обоснования для этого решения ключевую роль сыграли исследования новосибирских ученых, которые они провели совместно с узбекскими, австралийскими, немецкими и британскими коллегами. Видом-индексом, определяющим положение нижней границы эмсского яруса, выбран таксон конодонтов Polygnathus kitabicus Yolkin, Weddige, Izokh, Erina, 1994.

– В работах по обоснованию активно принимали участие сотрудники нашего Института во главе с доктором геолого-минералогических наук Евгением Александровичем Елкиным, – рассказывает Надежда Георгиевна Изох. – Это был один из наиболее значимых результатов российской геологической науки в 1990-х годах и большой шаг в развитии мировой стратиграфии.

Продолжение исследований

В последующем специалисты ИНГГ СО РАН совместно с коллегами из ИГМ СО РАН продолжили глобальные работы в Китабском заповеднике – в частности, провели детальное описание разрезов и изучили разные группы ископаемой фауны.

Сай Зинзильбан

– Кроме биостратиграфических изысканий мы стали проводить там изотопно-геохимические исследования, – говорит Надежда Изох. – Это необходимо, чтобы восстановить полную картину того, как развивался палеобассейн в девонский период.

Работы по изучению уникальных геологических разрезов Китабского заповедника продолжаются и сегодня. Сотрудники ИНГГ СО РАН регулярно проводят экспедиции на этой территории – последняя состоялась в этом году.

По словам Надежды Георгиевны Изох, ей и ее коллегам удалось найти в Китабском заповеднике новые разрезы, которые позволят значительно расширить знания об этом палеобассейне. В ближайшем будущем ученые планируют более подробно исследовать каждый геологический памятник и остатки ископаемой фауны, которые можно там обнаружить.

Будущее Китабского заповедника

В августе специалисты ИНГГ СО РАН приняли участие в Первом Международном геотуристическом форуме, который прошел в Шахрисабзе – древнем узбекском городе, расположенном в Кашкадарьинской области.

Основной темой форума стало создание на территории Китабского заповедника геопарка под эгидой ЮНЕСКО. Это откроет перед учеными всего мира новые возможности для исследования уникальных геологических разрезов, а также привлечет туристов, интересующихся природными достопримечательностями. Сейчас специалисты обсуждают, каким может быть будущий облик и правовая организация геопарка – в дискуссиях принимают участие и сотрудники ИНГГ СО РАН.

Церемония открытия туристического маршрута, Н.Г. Изох – в центре

Экспедиция Международного геотуристического форума, в состав которой вошла Надежда Георгиевна Изох, уже открыла первый туристический маршрут, финальной точкой которого и стал разрез Зинзильбан. Дальнейшее обсуждение проекта продолжится в 2020 году.

Текст под редакцией