Ученые из Италии, Дании, Австралии и Новой Зеландии начали составлять список инвазивных видов — организмов, освоивших новые территории, очень далекие от их изначального ареала. Также они определили, какие из «видов-чужаков» наносят вред экосистемам, в которые они попали. Пока в реестр входят данные по 20 странам, и исследователи планируют дополнять его до конца 2018 года. Научная статья о нем опубликована в журнале Scientific Data.

На данный момент в реестр включено 6414 видов животных и растений в 20 странах. Ученые собрали информацию о том, как изменились их ареалы за последние несколько десятилетий, есть ли у этих видов естественные враги, контролирующие их численность, и насколько они своим появлением сместили баланс в природных сообществах, куда недавно попали.

Выяснилось, что 80 процентов видов, по которым проведен учет, в последние десятилетия распространились на территории одной-двух новых стран. Примерно пятая от общего числа учтенных организмов оказала отрицательное воздействие на экосистемы, куда вторглась. Не встретив на новом месте хищников (в случае животных) или соответствующих травоядных (если говорить о растениях), представители инвазивных видов стали бесконтрольно размножаться и зачастую вытеснять местных обитателей со сходной экологической нишей.

Так часто происходит, например, в случае североамериканских животных, попадающих в Европу. Самая обычная для нас рыжая белка в более западных странах взята под охрану, так как там ее активно вытесняет американская родственница.

Как правило, представителей будущих инвазивных видов невольно переносит человек. Насекомые могут выживать при авиаперелетах, семена растений цепляются за одежду или попадают в пищевые продукты, а зверей и птиц нередко забирают из поездок, чтобы содержать их дома. Зная, как распространяются конкретные «виды-чужаки», можно будет ограничить их дальнейшее расселение.

[Иллюстрация: SPL]