Абрахам Лоэб (Abraham Loeb) и Манасви Лингам (Manasvi Lingam), астрофизики из Гарвард-Смитсонианского Астрофизического центра разработали математическую модель, которая предсказывает, что с развитием технологий уязвимость человечества в отношении выбросов Солнца будет расти, и в ближайшие 50 лет потенциальный экономический ущерб будет зависеть в основном от растущей со временем вероятности сильных солнечных бурь. После этого наша уязвимость будет экспоненциально расти с развитием технологий, пока оно не выйдет на постоянный уровень. Подробно свои выкладки ученые привели в статье, опубликованной на сайте arXiv.org.

Опасность таких катастрофических событий, как солнечные бури — выбросы колоссальных масс и энергии, нарушающих магнитное поле Земли, — еще не привлекла столь массового внимания, как, скажем, как изменение климата. Подобные бури уже отмечались. Так называемое Событие Кэррингтона, оно же «Солнечный супершторм» (Solar Superstorm) 1859 года, началось с яркой солнечной вспышки с выбросом намагниченных частиц высокой энергии, которые породили на Земле сильнейшую за все время наблюдений магнитную бурю. Она вызвала ярчайшие полярные сияния в атмосфере и нарушения телеграфной связи, а некоторые телеграфисты даже получили удары током. Однако сегодня вспышка такого масштаба нанесла бы несравнимо больший ущерб, так как человечество ныне гораздо сильнее зависит от энергосетей, спутников связи и GPS.

Так вот, авторы предсказали, что потенциальные экономические потери от таких событий будут расти и через 150 лет могут достичь уровня валового национального продукта (ВНП) США — около 20 трлн. долл.

Впрочем, оценка экономического воздействия — и сейчас дело непростое, не говоря уж о прогнозах на столетия, отмечают оппоненты, хотя и они согласны — готовиться нужно. В частности — повышать надежность энергосетей и улучшать системы раннего предупреждения. Предлагается даже создание магнитного отклоняющего щита между Землей и Солнцем, стоимостью всего-навсего в 100 млрд. долларов.

[Иллюстрация: НАСА]