Шин-носуке Ишиква (Shin-nosuke Ishikawa) из Института космических и астронавтических наук, Япония, предложили новое объяснение давней загадке — почему температура солнечной короны на три порядка выше температуры видимой поверхности звезды? Новая гипотеза заключается в том, что корону нагревают т.н. «нановспышки». Подробно свои выкладки ученые изложили в статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy.

В пустыне в Нью-Мексико ученые запустили ракету под названием FOXSI, на которой было установлено семь телескопов, в 15-минутное путешествие в космос, чтобы наблюдать за солнцем (см. на иллюстрации снимок в рентгеновском диапазоне). Телескопы, имеющие более чувствительные датчики, чем предыдущие рентгеновские телескопы, регистрировали свет высокой энергии, указывающий на температуру, превышающую 10 миллионов °C в одной из областей Солнца.

Но солнечные вспышки — короткие, интенсивные вспышки, вызванные внезапными изменениями магнитного поля Солнца, не могли вызвать такое повышение температуры, потому что никаких вспышек не наблюдалось. Вместо этого наблюдалось множество нановспышек, — каждая в миллион раз слабее традиционных, но по-прежнему несущая энергии достаточно, чтобы удовлетворить энергетические потребности Соединенных Штатов в течение года, — действовали сообща, чтобы нагреть корону.

Можно надеяться, что будущие запуски FOXSI и другие космические телескопы могут сообщить нам об этих нановспышках.

[Фотография: NASA/JPL-Caltech/GSFC]