Американские и немецкие микробиологи пришли к выводу, что вопреки ужасной репутации соли как крайне вредной для сосудов, сердца и много другого в организме — увеличение концентрации соли в клетках может помогать организму бороться с инфекцией. Результаты их исследования опубликованы в журнале Cell Metabolism.

Все мы слышали и читали о том, что излишнее потребление соли вредит здоровью. Высокосолевую диету связывают с повышением давления, сердечно-сосудистыми заболеваниями и даже с аутоиммунными заболеваниями. Наш портал рассказывал о недавнем исследовании, связавшем неправильную диету даже с возникновением рака.

Между тем микробиологи неожиданно обнаружили, что в тех местах человеческой ткани, где возникала инфекция, уровень соли в клетках возрастал. Было высказано предположение, что таким образом организм реагирует на заражение и пытается бороться с ним. Иммунные клетки, устремлявшиеся в инфицированные ткани, почему-то попадали в среду с высоким содержанием соли.

Для того, чтобы разобраться в этом механизме, ученые вырастили в питательной среде клетки макрофаги, которые выделяют молекулы, уничтожающие инфекцию, так называемые «активные формы кислорода». Затем к питательной среде был добавлен раствор с содержанием хлорида натрия такого уровня, который обычно встречается в клетках, борющихся с инфекцией. В этой ситуации макрофаги стали выделять больше активных форм кислорода, то есть, их способность противостоять инфекции усилилась. Когда к макрофагам добавили кишечную палочку, то в среде с более высоким уровнем соли через 24 часа инфекция проявлялась в два раза слабее, чем в обычной среде.

После этого был проведен опыт над двумя группами мышей, одну из которых в течение двух недель держали на высоко-солевой диете, а другую — на низкой. Затем лапки подопытных заразили все той же вездесущей кишечной палочкой. В течение следующих 20 дней в обеих группах наблюдались одинаковые симптомы — прежде всего распухание инфицированной ткани. Однако, через двадцать дней мышки, питавшиеся соленой пищей, стали быстрее выздоравливать.

Некоторые ученые считают это открытие поворотным моментом в развитии иммунологии, новым, совершенно неожиданным фактором, который исследователям необходимо глубоко изучить.

В то же время, другие специалисты отмечают, что эта реакция могла сформироваться в организме в древнейшие времена, когда у нас еще не было антибиотиков для борьбы с инфекцией. И следует помнить, что отрицательные последствия повышенного уровня соли в организме вышеописанное открытие отнюдь не отменяет.