Фредерик де Ханен, Транссибирская магистраль, около 1913 года. Источник: Википедия

Фредерик де Ханен, Транссибирская магистраль, около 1913 года. Источник: Википедия

 

Середина XIX века. Перебраться из одной части Российской империи в другую было большим испытанием: непроходимые дороги Сибири, Дальнего Востока не способствовали освоению территорий и развитию торговли. В 1850-х годах основатель Хабаровска и Владивостока Николай Муравьев-Амурский обратился в Петербург с прошением построить железную дорогу к Тихому океану, но ему отказали.

Аргументы и Факты приводят цитату императора Александра II, датируемую 1856 годом: «С данной просьбой граф Н.Н. Муравьев-Амурский обращался к покойному батюшке Николаю Павловичу. Но Сенат отклонил данное предложение. И мы отклоняем этот дорогостоящий проект».

Но через несколько лет раздумий, организованных экспедиций в те дальние края, где предполагалась дорога, закладку дороги всё-же утвердили. Александр III подписал именной высочайший указ на имя министра путей сообщения «Об отчуждении земель для сооружения железнодорожного пути от города Владивостока до пристани Графской». Проект Транссибирской магистрали – Великого сибирского пути – перешёл к осуществлению. 

Первый камень заложил цесаревич Николай в 1891 году, а строился путь силами солдат, крестьян, ссыльных арестантов… Они прикладывали титанические усилия, ведь дорога проходила в тяжелейших условиях. Не добавляло простоты и то, что орудия труда были довольно примитивными: лопата, тачка и кайло, но это не мешало работникам прокладывать от 400 до 600 км ежегодно. На первых этапах строительства привлекалось около 9 600 человек, к 1896 году – в строительстве дороги приняли участие уже около 80 000 человек.

Строительство Транссиба шло сразу с двух сторон, с запада и востока. В ноябре 1901 путь соединился, но к постоянной работе он перешёл только к 1903 году, после проверки. Исторически, Транссиб – восточная часть магистрали, от челябинского Миасса до Владивостока. Участок был длиной около 7 тысяч километров. Железная дорога пережила несколько войн, была надёжным помощником – ведь именно по ней двигались воинские эшелоны, были эвакуированы промышленные и хозяйственные предприятия. После войны СССР принял за масштабное восстановление дороги, а полная электрификация дороги пришлась только на 2002 год.

Сейчас Трансиб – это 9288,2 км, 6 суток пути, самая длинная железная дорога в мире, которая соединяет крупнейшие промышленные города России. Как сообщает портал «История.РФ», «Великий путь» проходит через самые богатые природными ресурсами регионы России: уголь, нефть, газ и другие. Более 78% промышленной продукции перевозят именно железной дорогой. Но привлекает она не только возможностью реализации промышленных целей, но и туристических. Транссибирская магистраль, на свои 19% проходит в Европе, а на 81% в Азии, что позволяет посмотреть страну во всём её многообразии, а это привлекает не только российских, но и иностранных туристов.

 

Цесаревич Николай Александрович на церемонии закладки Транссиба во Владивостоке, 1891 год.Источник: XIX век. Иллюстрированный обзор минувшего столетия. СПб.: Издание А.Ф. Маркса. 1901. С. 156.  Автор сканирования:  Владимир Васильев

Цесаревич Николай Александрович на церемонии закладки Транссиба во Владивостоке, 1891 год.
Источник: XIX век. Иллюстрированный обзор минувшего столетия. СПб.: Издание А.Ф. Маркса. 1901. С. 156.  Автор сканирования:  Владимир Васильев

 

 

Источники: 

Дорога величиной в Россию. Как создавался легендарный Транссиб. Аргументы и Факты

Царский подарок: как империя преподнесла потомкам путь в Сибирь. Известия

Империя шпал. Построив Транссиб, Россия заставила завидовать себе весь мир. ТАСС

Транссибирская магистраль. Википедия

Великий сибирский путь. Как строился Транссиб? История.РФ

Источник фото на главной странице: Зимний вокзал. Новосибирск главный. © РИА Новости / Александр Кряжев