Если гамма-взрыв случится где-то неподалеку от нашей планеты, то мощное излучение с высокой вероятностью разрушит слой атмосферы на ней, сделав ее открытой для космической радиации. Защитный озоновый слой исчезнет, в течение нескольких месяцев или даже лет на земле будет идти дождь, от которого практически все живое вымрет. Астрофизики Цви Пиран (Tsvi Piran) из Еврейского университета в Иерусалиме (Израиль) и Рауль Хименес (Raul Jimenez) из Университета Барселоны (Испания) исследовали возможность такого сценария для Земли. Результаты исследования опубликованы в журнале Physical Review Letters.

В видимой части Вселенной имеется не менее 100 миллиардов галактик. Но в девяти случаях из десяти имеются факторы, делающие невозможным существование сложных форм жизни. Взрывы звезд, называемые гамма-всплесками, выбрасывают пучки излучения, делающие 90% галактик безжизненными. Эти взрывы сохраняют большую часть Вселенной стерильной после «большого взрыва», считают исследователи.

Ученые давно размышляли, могут ли гамма-лучи пагубно сказаться на земной жизни. В 1967 году спутники-шпионы, задачей которых было отслеживание ядерных испытаний на Земле, неожиданно нашли множество таких взрывов в космосе. Так были открыты гамма-взрывы. Они бывают двух видов. «Короткие» длятся не более одной-двух секунд. Как правило, они происходят от столкновения черных дыр или нейтронных звезд. «Длинных» гамма-всплесков меньше, но они длятся десятки секунд и производят в сотни раз больше энергии. Их причиной является коллапс и взрыв гигантских звезд. Считается, что длинные взрывы часто происходят в зоне звездообразования, в областях с низким содержанием элементов тяжелее водорода — низким уровнем «металличности», как говорят астрофизики.

Ученые посчитали возможное количество потенциально опасных звезд в нашей галактике, которые могут произвести гамма-взрыв. Они обнаружили, что вероятность смертоносного длинного гамма взрыва в следующие миллиард лет составляет 50%. А некоторые астрофизики прогнозируют гамма-взрыв и последующий катаклизм в течение 450 млн лет. Считается, что он сотрет с лица Земли 80% живых организмов.

Затем исследователи посчитали, какую дозу гамма-излучений в результате взрывов звезд получают планеты в различных уголках Млечного пути. Выяснилось, что на расстоянии 6500 световых лет от центра галактики вероятность таких взрывов составляет 95%, поскольку там очень большая плотность звезд. Безопаснее на периферии. Физики пришли к выводу, что жизнь возможна только на внешних областях крупных галактик. К слову, наша Солнечная система находится на расстоянии в 27000 световых лет от центра галактики.

Гораздо печальнее обстоит дело в других галактиках. Большинство галактик меньше, чем наш Млечный путь, и процент «металличности» в них низкий. В результате в 90% галактик должно быть слишком много гамма-излучения, чтобы там могла развиться жизнь. Более того, выяснилось, что в течение первых 5 млрд лет после «большого взрыва» во Вселенной было слишком много гамма-взрывов, чтобы в ней вообще могла возникнуть жизнь.

Убьет ли гамма-излучение всю жизнь на Земле, случись такой взрыв где-то неподалеку? Возможно, нет. Но выживут, скорее всего, только простейшие и микробы. Будет словно бы нажата кнопа «сброс», и жизнь начнет развиваться заново.

Результаты этого исследования могут помочь в поиске жизни в других уголках Вселенной. В течение многих десятилетий ученые из Института поиска внеземного разума (США) ищут сигналы разумной жизни на других планетах при помощи радиотелескопов. Но поиски ведутся в основном в центре Млечного пути, где много звезд. Но, возможно, ученым, следует продолжить поиски в противоположном направлении.

Астрономы сейчас ведут активный поиск новых планет. Наш портал писал ранее о запуске спутника, занимающегося поиском экзопланет, описанием их свойств и координат.

Источник иллюстрации: ru.123rf.com