Слизняки вдохновили ученых на создание нового хирургического клея

Новый класс герметиков нетоксичен и прилипает к живым тканям, даже когда их поверхности покрыты кровью.

Цзянью Ли (Jianyu Li) из Гарвардского университета, и его коллеги по международной группе ученых, разработали новый тип клея, который можно будет использовать для «починки» сердца, например, или суставов. Подробно о своей работе авторы рассказали в статье, опубликованной в журнале Science.

Вдохновением для нового материала послужил белесоватый, слизистый след, который оставляют за собой ползущие слизняки. Вновь созданный клей дает чрезвычайно гибкую и совместимую с жидкостями организма материю. В отличие от других типов хирургических клеев, новый класс герметиков не токсичен и прилипает к влажным тканям, таким как сердце и печень, даже когда их поверхности покрыты кровью. Это связано с тем, что герметик содержит положительно заряженные молекулы, которые образуют устойчивые связи с биологическими тканями.

Чтобы показать, насколько прочным оказался этот материал, ученые использовали его, чтобы запечатать большое отверстие в сердце свиньи (извлеченном из тела). Когда сердце заполнялось жидкостью, клейкая заплата расширялась вместе с ней и не протекала, даже когда деформация доходила до 100%, а число циклов прокачки — до десятков тысяч. Далее исследователи смоделировали ситуацию, в которой крысе потребовалась экстренная хирургическая операция, сопровождавшаяся внезапной потерей крови. Клей эффективно остановил кровотечение из печени крысы.

Этот тип материалов, по мнению создателей, можно также впрыскивать для укрепления, например, хрящевых дисков.

[Иллюстрация: Jianya Li, Adam D. Celiz, David J. Mooney]