Слезы птиц и рептилий похожи на наши собственные, показывает новое исследование в Frontiers in Veterinary Science. Но различия могут дать представление об улучшении офтальмологического лечения людей и животных, а также ключ к разгадке эволюции слез у разных видов, - пишет eurekalert.org.

«Открытие того, как слезы могут поддерживать глазной гомеостаз даже у разных видов и в разных условиях окружающей среды, имеет решающее значение для понимания процессов эволюции и адаптации и важно для открытия новых молекул для офтальмологических препаратов», - говорит первый автор - профессор Арианн П. Ориа из Федерального университета Баии (Сальвадор, Бразилия).

Слезы играют решающую роль в поддержании здорового зрения у всех видов. Но до сих пор исследователи изучали слезы только у небольшого списка млекопитающих, включая людей, собак, лошадей, обезьян и верблюдов. Чтобы получить более полное представление о том, как слезы действуют у других видов, Ориа и ее сотрудники добавили в этот список семь видов птиц и рептилий.

«Хотя птицы и рептилии имеют разные структуры, ответственные за производство слез, некоторые компоненты этой жидкости (электролиты) присутствуют в таких же концентрациях, что и у людей, - объясняет Ориа. - Но кристаллические структуры организованы по-разному, поэтому они гарантируют здоровье глаз и равновесие с различными средами».

Ориа и ее сотрудники работали вместе с ветеринарами из центра охраны природы, центра ухода за дикими животными и коммерческого заводчика, чтобы собрать образцы слезы у здоровых содержащихся в неволе животных. Исследование было ограничено животными, которых содержали в качестве домашних животных или в рамках усилий по сохранению, и исследователи собирали слезы в рамках обычных медицинских осмотров животных.

Животные в исследовании включали ара, ястребов, сов и попугаев, а также черепах, кайманов и морских черепах. Для сравнения авторы также собрали слезы у 10 здоровых добровольцев.

Изучая состав слез, авторы обнаружили, что все типы слез содержат одинаковое количество электролитов, таких как натрий и хлорид, хотя слезы птиц и рептилий имеют немного более высокие концентрации. Слезы совы и морской черепахи также показали более высокий уровень мочевины и белка. После измерения состава слез авторы также изучили кристаллы, образовавшиеся при высыхании слезной жидкости. Исследователи могут использовать этот образец кристаллизации, чтобы выявить определенные типы глазных болезней, а также другие различия между типами слез.

Хотя разные виды имели сходный состав слезы, неожиданно кристаллы показали большее разнообразие. Кристаллы слёз морской черепахи и каймана были особенно уникальными, вероятно, как адаптация к их водной среде.

Исследования слезы по-прежнему основаны на данных, полученных от небольшого количества видов, и это исследование было ограничено животными в неволе. Но будущие исследования дополнительных видов могут продолжить расширять наше понимание типов слезы, а также улучшить лечение как животных, так и людей.

«Эти знания помогают в понимании эволюции и адаптации этих видов, а также в их сохранении», - добавляет профессор Ориа.