На спине и на боках у полевой мыши, которая жила три миллиона лет назад, были пятна красновато-коричневого меха. Рентгеновская спектроскопия выявила следы красноватого пигмента (желтые области на изображении справа) у древнего грызуна. Это первый случай, когда в ископаемых останках млекопитающего обнаружены химические следы красного пигмента, пишет Science News.

Используя рентгеновскую спектроскопию, команда под руководством палеонтолога Филиппа Мэннинга (Phillip Manning) из Манчестерского университета (Великобритания) рассмотрела останки на предмет химической подписи, связанной с феомеланином – пигментом, который придает меху или перьям красновато-коричневый оттенок. Ученые ранее выяснили, какая уникальная комбинация химических компонентов говорит о содержании феомеланина и эумеланина (темно-коричневый или черный пигмент), определяя, где следы металлов, таких как цинк и медь, связываются с органическими молекулами в пигментах перьев современных птиц. Выяснилось, что феомеланин происходит там, где цинк связывается с молекулами органической серы.

Отмечая области на теле грызуна, в которых встречались молекулы цинка и серы, ученые определили, что у древней полевой мыши был красновато-коричневый мех на спине и боках. О своем открытии они сообщали в журнале Nature Communications.

Феомеланин трудно сохранить, хотя ученым и раньше удавалось обнаружить оттенки красного цвета у древних животных. Микроструктуры, выявленные в некоторых исключительно хорошо сохранившихся окаменелостях, могут представлять собой пигментосодержащие «стручки» – меланосомы. Формы «стручков» этих органелл у современных животных связаны с типами пигмента, который они содержат. Например, более вытянутые меланосомы – в форме колбасы – содержат эумеланин, в то время как меланосомы в форме фрикадельки содержат феомеланин. Ранее исследователи нашли у бронированного динозавра Borealopelta markmitchelli, который жил 110 миллионов лет назад, следы красного: в его окаменелости сохранился бензотиазол, побочный продукт феомеланина, который может образоваться при разрушении пигмента.

[Фото: P.L. MANNING ET AL/NATURE COMMUNICATIONS 2019]