В полевых экспериментах исследователи из Цюрихского университета (Швейцария) показали, что шимпанзе не могут раскалывать орехи с помощью инструментов, если они не научились этому у своих сородичей. В этом культура шимпанзе больше похожа на человеческую, чем предполагалось, сообщает пресс-служба вуза. Выводы ученых опубликованы в журнале Nature Human Behaviour.

Приматологи провели четыре эксперимента, чтобы посмотреть, действительно ли дикие шимпанзе могут самостоятельно изобретать способы раскалывания орехов – то есть самостоятельно изобретать модели сложного поведения. Сначала шимпанзе получали орехи и косточки масличной пальмы. Затем в экспериментальную установку добавили плод пальмы. В третьем эксперименте орехи раскалывали и клали поверх камней. И, наконец, вместе с камнями шимпанзе давали другой, более легкий для раскалывания вид орехов – кула.

В общей сложности к орехами и камням подходили 35 групп (или подгрупп) шимпанзе, из которых 11 групп внимательно исследовали экспериментальные объекты. Шимпанзе с большей вероятностью изучали предметы, если находились в больших группах. Только одна самка шимпанзе ела плоды пальмы, но ни разу обезьяны не раскололи и не съели орехи масличной пальмы или кула.

«Наши результаты показывают, что шимпанзе проявляют культурное поведение, более похожее на людей, а не просто изобретают сложные способы использования инструментов, чтобы расколоть орехи, самостоятельно, — говорит Кэтлин Купс, профессор кафедры антропологии Цюрихского университета. – Наши выводы о диких шимпанзе, наших ближайших ныне живущих родственниках, помогают пролить свет на то, что делает (и не делает) человеческую культуру уникальной. В частности, они предполагают большую преемственность между культурной эволюцией шимпанзе и человека, чем обычно предполагается, и что человеческая способность к кумулятивной культуре может иметь общее эволюционное происхождение с шимпанзе».

[Фото: Kathelijne Koops, UZH]