Позиции России в Арктике надо укреплять. Главной целью государственной политики в Арктике в сфере науки и технологий является создание научных и геоинформационных основ управления арктическими территориями для решения задач обороны и безопасности, систем жизнеобеспечения и производства. Об этом шла речь на Научной сессии Общего собрания РАН «Научно-технические проблемы освоения Арктики» 16 декабря 2014 г., здесь прозвучало много содержательных докладов. В кратком пересказе передадим смысл сообщения академика А.Э. Конторовича «Энергоресурсы российского сектора Арктики».
Раздаются голоса, предлагающие заморозить работы на российских шельфах морей Северного Ледовитого океана — якобы, Россия и так обеспечена ресурсами углеводородов, зачем, мол, вкладывать деньги в Арктику? Говорят также о санкциях, об отсутствии у России технологий буровых работ и транспорта углеводородов в условиях Арктики. Говорят об уходе из арктических проектов западноевропейских и американских компаний.
Убежден: так говорят люди, плохо знающие нашу историю. Ведь после войны страна, восстанавливая хозяйство, нашла средства для поисков нефти и газа, алмазов, для реализации атомного и космического проектов и т.д. А что касается санкций против нашей страны, то они были всегда. Оборудования для поисков, разведки и добычи нефти и газа в условиях многолетних льдов — вообще нет ни у кого, их нужно создавать. Причем, мы сами и должны это делать.
О ресурсах: в ближайшие годы российский сектор Арктики будет играть ведущую роль по добыче газа и значительную по добыче нефти. Более половины ресурсов углеводородов акваторий сосредоточено в западной части Российской Арктики, в Баренцевом и Карском морях. По ресурсам нефти и газа Циркумполярный арктический бассейн и, в частности, Российский его сектор, сопоставимы с такими уникальными нефтегазоносными бассейнами как бассейн Ближнего Востока и Западной Сибири. Причем, нельзя исключать, что оценка ресурсов нефти российского сектора акваторий Северного Ледовитого океана может оказаться существенно выше.
Только месторождения арктических районов Западно-Сибирской и Тимано-Печорской нефтегазоносных провинций обеспечивают добычу более 90% газа и свыше 50 млн т нефти в год. А ввод в разработку открытых месторождений, располагающихся вблизи трассы нефтепровода «Заполярье — Пурпе», увеличит добычу нефти в Ямало-Ненецком автономном округе еще на 40-50 млн тонн.
Арктика богата тяжелыми нефтями. Тяжелые, вязкие нефти залежей в сеномане — в Русском и других месторождениях — могут оказаться эффективны для производства арктических масел, дорожных битумов, для бальнеологических целей. В связи с возросшим в мире интересом к тяжелым нефтям и битумам (Канада, Венесуэла) необходима специальная программа исследований по обоснованию оптимальных технологий и схем добычи и переработки таких нефтей.
Сейчас, оглядываясь назад, понимаешь, что за открытием и разведкой, за освоением этих месторождений стояла героическая работа нескольких поколений ученых Академии наук СССР и РАН, вузов страны, отраслевых институтов. Исследования проводились всем арсеналом геологических методов — биостратиграфических, литологических, петрофизических, геохимических, нефтегазогеологических. В результате собран уникальный банк геологической и геофизической информации по этим территориям и акваториям, выполнен огромный объем аналитических работ, созданы хранилища керна и уникальной коллекции нефтей. Все это позволило построить современные модели геологического строения осадочных бассейнов на всей территории и акваториях Российской Арктики, выполнить количественную оценку перспектив нефтегазоносности. В условиях очередного витка антироссийских санкций и ужаса, которые они наводят на некоторых в нашей стране, мы должны особенно гордиться опытом наших предшественников, ветеранов научного, образовательного, инженерного и промышленного нефтегазового комплексов.
Но есть у нас и серьезные недостатки. Располагая уникальной сырьевой базой для развития нефтегазохимии, Россия в то же время обладает маломощными нефтехимическими производствами — и по этой причине значительную часть сырья сжигает, нанося вред окружающей среде, причем, продукцию нефтехимии алогичным образом импортирует. За последние 10-15 лет цена сожженного сырья составляет сотни миллиардов долларов.
Увы, госструктуры не услышали сигналы ученых. Плохо знающие жизнь с позволения сказать «экономисты» еще с лихих 90-х придерживаются позиции, что в Арктике нельзя ни жить, ни работать, и развивать там производство не нужно. Однако опыт крупнейших газодобывающих регионов в США, Канаде, Саудовской Аравии показывает как раз целесообразность приближения предприятий по переработке газа и нефтегазохимических производств к местам добычи сырья. Даже Китай, импортируя сырье, развивает такие производства и он в настоящее время вышел на второе место в мире по производству нефтегазохимии, в то время как Россия, располагая таким сырьем в избытке, его сжигает.
Главным направлением развития транспортной системы Арктики должно стать крупномасштабное освоение Северного морского пути, строительство по всей его трассе портов и причалов.
Сейчас все всерьез: замедлим темпы — проиграем Арктику, а за ней и национальную безопасность. Неужели пребывание в течение четверти века на всем покупном, включая мозги, чему нас учат некоторые реформаторы, окончательно разрушило сильные качества российской нации? Не верю!
Фото и видео в материале: «Научная Россия»