Материалы портала «Научная Россия»

Шоколадная шутка над журналистами удалась

Шоколадная шутка над журналистами удалась
Исследование, опубликованное в третьесортном научном журнале, обещало снижение веса от шоколадной диеты. Оказалось, это шутка.

Весной этого года американский журналист Джон Боханнон (John Bohannon) вместе с германскими коллегами опубликовал в научном нерецензируемом журнале The International Archives Of Medicine статью (ныне уже удаленную с сайта), где утверждалось, что темный шоколад помогает сбросить вес. Позже оказалось, что это был розыгрыш — так журналист хотел показать своим коллегам, что они обленились и перестали анализировать информацию. Критический разбор этой истории публикуют Washington Post и Science News.

Джон Боханнон по образованию молекулярный биолог, он работает для разных изданий, пишет о здоровье и науке. Он также организатор очень популярного шоу «Станцуй свою диссертацию» (Dance Your Ph.D.). А еще он веселый парень, и на днях он рассказал, как ему удалось обдурить миллионы. В статье «I Fooled Millions Into Thinking Chocolate Helps Weight Loss. Here's How» журналист поведал, как взял реальные данные исследования с реальным результатом, но только недостоверным. В действительности невозможно было сказать, худеют ли подопытные от поедания темного шоколада. Результаты оформили в виде статьи «Chocolate with high cocoa content as a weight-loss accelerator» и отправили в 20 третьесортных научных журналов, большинство из которых ее готовы были опубликовать без рецензирования. Причем, среди авторов статьи значился и сам Боханнон, а научная организация, где якобы проводили исследования, — Institute of Diet and Health — и вовсе была выдумана.

После публикации этой «научной статьи» Боханнон с коллегами написали пресс-релиз о своем исследовании и отправили его на Newswise — сайт агрегатор-научных пресс-релизов, на который подписаны 5000 журналистов. Около десятка из них заглотнули наживку, и даже Build попался на удочку.

Розыгрыш Боханнона удался, но его этичность профессиональным сообществом поставлена под сомнение. Ведь обманулись не только репортеры, но их читатели. Журналист солгал, чтобы подшутить над доверчивыми коллегами, но он солгал и читателям. Слава богу, что ничего фатального не случится, от того что люди съедят несколько больше черного шоколада.

В принципе, обман — это традиционная технология проведения журналистских расследований. Журналист, к примеру, может прикинуться кем-то, чтобы устроится на работу. СМИ прибегают к обману, когда нет законного честного способа получить информацию. Порой обман не оправдан и приводит к нехорошим последствиям. Вспомним нашумевшую историю, когда из-за розыгрыша австралийских радиоведущих, которые представились королевой Елизаветой, повесилась медсестра в больнице, где лежала беременная Кейт Миддлтон. В последнее время распространены и розыгрыши, потому что они помогают устыдить кого-то и показать ошибки лучше, чем нравоучения и официальные жалобы. Таким розыгрышем стала статья под названием «Корчеватель: Алгоритм типичной унификации точек доступа и избыточности», опубликованная в российском научном журнале в 2008 году сотрудниками газеты «Троицкий вариант». Статья была набором бессмысленных наукообразных фраз, сгенерированных программой.

Боханнам поясняет, что исследование было явно слабым, институт несуществующим, среди авторов статьи — только один реальный доктор, журнал сомнительным. Да, измерений было много, что, казалось бы, делало результат статистически значимым, но на самом деле нет. Журналисты должны были все это раскусить. Они не должны были доверять пресс-релизу, а прочесть статью и спросить мнение экспертов в этой теме.

Коллеги, по понятным причинам, раскритиковали розыгрыш Боханнона, потому что, гласил основной аргумент, его шутка подрывает доверие к науке и журналистам. Но представляется, что куда более значимым поводом для беспокойства должен был бы стать тот факт, что заметное число журналистов не смогли опознать откровенную халтуру — и эти журналисты нанесут гораздо больший вред читателям своими сомнительными материалами.

журналисты фальсификации шоколад этика

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий