Название изображения

«По-моему, человек, побывавший в космосе, несколько по-новому оценивает свое место на земле. Он больше начинает думать о земле – как о доме людей, о каждом человеке – как о близком»

Алексей Архипович Леонов

Выход в открытый космос, выполненный советским космонавтом Алексеем Леоновым 18 марта 1965 года, стал событием планетарного масштаба – впервые человек сделал шаг в неизвестность и оказался один на один с безграничным космическим пространством. Этот полет навсегда останется в истории мировой космонавтики одной из самых ярких страниц.

О необходимости работы человека в открытом космосе писал еще Константин Циолковский. В середине 1920-х он размышлял и о скафандрах, и о системе шлюзования. Воплотивший идеи «калужского мечтателя» в жизнь главный конструктор Сергей Королёв понимал, что ничего опаснее, чем выход в открытый космос, в работе космонавтов, пожалуй, нет. Королев считал этот эксперимент основой космической программы на много лет вперед. Человек должен научиться не только выживать, но и действовать в открытом космосе, в том числе — проявлять инициативу для того, чтобы остаться живым.

Долгое время решиться на это мероприятие не могли ни СССР, ни США - не было ни подходящего скафандра, ни гарантии, что человек сохранит связь с кораблем и удачно туда вернется.

Усилиями тысячного коллектива – экипажа космического корабля «Восход-2», инженеров, врачей, учёных и многих других – было доказано, что даже самую дерзкую мечту можно реализовать, благодаря силе духа и профессионализму.

Командир корабля Павел Беляев поддерживал с напарником непрерывную связь, отслеживая его работу с помощью телекамеры. Беляев передал на Землю: «Внимание! Человек вышел в космическое пространство!»

Выход Алексея Леонова в космическое пространство длился 12 минут, а его скафандр был рассчитан максимум на 30 минут за бортом корабля. В современных скафандрах космонавты могут работать в открытом космосе по 10 с лишним часов, но легендарный подвиг Леонова вспоминает, перед своим собственным полетом, каждый современный космонавт.

Телевизионное изображение парящего на фоне Земли Леонова транслировалось по всем телеканалам. Леонов плавно парил в космосе, несколько раз переворачивался, приближался к кораблю и удалялся на полную длину фала – около пяти метров. Кроме этого, он поддерживал связь с Землёй.

Однако несколько раз Леонову грозила реальная опасность – при испытаниях «Беркута» на Земле невозможно было смоделировать реальный космический вакуум, поэтому, когда Леонов вышел в открытый космос, его скафандр раздулся – руки вышли из перчаток, ноги из сапог. Это грозило тем, что космонавт не сможет втиснуться в шлюзовую камеру и погибнет.

Но Леонов спасся, нарушив инструкцию – снизил давление в скафандре, после чего его «костюм» сел на «место». После этого он вопреки правилам вошел в шлюз головой вперед, а не ногами.

Благодаря тому, что советский космонавт проявил мужество и продемонстрировал небывалую силу духа, ему удалось спасти свою жизнь и выполнить программу.

В это время ТАСС сообщал: «С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода товарища Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов. Самочувствие товарища Леонова Алексея Архиповича в период его нахождения вне корабля и после возвращения в корабль хорошее. Командир корабля товарищ Беляев Павел Иванович чувствует себя также хорошо».

Через некоторое время после выхода в открытый космос советского космонавта Леонова, такой же эксперимент удалось повторить и американцам. 3 июня 1965 года американские космонавты Джеймс Макдиватт и Эдвард Уайт, стартовавшие на космическом корабле «Gemini-4», открыли люк, и Уайт вышел в открытый космос.