Плутон_Kandinsky 2.1. Источник: изображение сгенерировано нейросестью Rudalle.ru (Этот материал распространяется по Публичной лицензии с указанием авторства и с сохранением условий, правообладатель ПАО СберБанк©, 2023 г., все права защищены)

24 августа 2006 года Плутон (134340 Pluto) перевели в разряд карликовых планет Солнечной системы, тем самым он получил новое определение – Самая большая карликовая планета. Изначально Плутон входил в список обычных планет, вращающихся вокруг Солнца, и занимал девятое место по расстоянию от Солнца, следуя за Нептуном. Сейчас самая большая карликовая планета считается крупнейшим объектом пояса Койпера (даже крупнее планеты Эриды).

В мае 1930 года Международный астрономический союз (МАС) присвоил Плутону статус планеты, так как он имел схожие размеры с Землей. Однако с 1992 года, когда учеными был обнаружен первый объект пояса Койпера, Плутон имел все шансы перейти в разряд карликовых планет. Что соответственно и произошло.

В 2006 году Международный астрономический союз официально утвердил критерии, по которым объект Солнечной системы считается таковой планетой:

1. Он должен обращаться по орбите вокруг Солнца и быть спутником нашей звезды, а не одной из планет.
  2. Он должен быть достаточно массивным, чтобы принять форму гидростатического равновесия (близкую к сферической) под действием своих гравитационных сил.
  3. Он должен расчистить окрестности своей орбиты (то есть он должен быть гравитационной доминантой и рядом не должно быть других тел сравнимого размера, кроме его собственных спутников или находящихся под его гравитационным воздействием).

Только Плутон уже не подходил под эти определения. Именно третий критерий не позволил утвердить его, как планету Солнечной системы. Его масса составляет лишь 7% всей массы объектов пояса Койпера. Известный факт: масса Земли в 1,7 млн раз больше по сравнению с другими объектами Солнечной системы, которые расположены в окрестностях её орибиты.

В Международном астрономическом союзе было принято решение определить Плутон сразу по двум новым критериям – в разряд карликовых планет и в качестве прототипа к классу транснептуновых тел, которые впоследствии стали называться «плутоиды». 11 июня 2008 года МАС официально утвердил название транснептуновых тел «плутоиды». Среди плутоидов находятся карликовые планеты Плутон и Эрида. Позже к ним присоединились Макемаке и Хаумеа. Карликовая планета Церера осталась без внимания и не вошла в класс плутоидов.

7 сентября Плутон официально получил номер 134340 в каталоге малых планет. Если бы изначально он имел статус карликовой планеты, то его номер был в числе первых тысяч. А так на этом месте находится Кобольда – 1164. Её открыли спустя месяц после Плутона.

Однако некоторое население Америки было не удовлетворено решением Международного астрономического союза, и жители пытались переубедить астрономов, что Плутон – планета Солнечной системы, выступая на уличных акциях с лозунгами «Спасите Плутон!». Но это не изменило решения МАС.

Материал подготовлен из открытых источников.