Ученые НИЦ «Курчатовский институт» в составе исследовательской группы провели геномный анализ нескольких отечественных и зарубежных пород обыкновенного карпа (Cyprinus carpio). Также, специалисты изучили геномы представителей диких популяций этого вида – азовского, каспийского и амурского сазанов. Анализ показал, что все отечественные породы, участвовавшие в исследовании, имеют генетическое сходство с дикими амурскими сазанами, обитающими на Дальнем Востоке России и в Китае. Результаты этой работы опубликованы в журнале Ecology and Evolution.

«Используя методы современной геномики, мы обнаружили у некоторых отечественных пород обыкновенного карпа генетическую составляющую диких амурских сазанов. Это может отчасти объяснить повышенную устойчивость таких пород к холодным условиям окружающей среды», – пояснил старший научный сотрудник Курчатовского геномного центра Сергей Расторгуев. По словам ученого, причиной «холодостойкости» может служить множество различных генетических факторов.

Ранее было известно, что в схему создания ропшинского карпа, выведенного с целью культивирования в российских регионах с низкими зимними температурами, входила стадия скрещивания с амурским сазаном. Однако для многих других пород факт гибридизации не был должным образом зафиксирован в племенных книгах. Результаты генетического анализа позволили восстановить исторические детали, связанные с процессом выведения этих линий. Путем секвенирования геномной ДНК была получена генетическая информация о 13 различных популяциях обыкновенного карпа (Cyprinus carpio).

«Эти исследования наглядно продемонстрировали, что современные методы генетического анализа позволяют с высокой точностью оценить происхождение любой породы, чья племенная история отсутствует или задокументирована не полностью», – отметил Сергей Расторгуев.

Помимо племенной идентификации результаты работы могут быть использованы для маркер-зависимой селекции при выведении новых пород, а также для определения уровня примеси домашних карпов в природных популяциях сазана.

В исследовании приняли участие специалисты НИЦ «Курчатовский институт», Северного института г. Буде (Норвегия), Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО), Казахстанского научно-производственного центра рыбного хозяйства и Вьетнамского института морских ресурсов (IMER).

Справочно:

Традиция искусственного разведения карпов зародилась в древнем Китае, где этих обитателей Японского моря впервые запустили в пруды с пресной водой. С тех пор появилось огромное разнообразие пород карпа, которые распространились по всему миру. В настоящее время ежегодная добыча дикого карпа составляет около ста тысяч тонн, тогда как разведение домашних пород приносит около четырех миллионов тонн. Интерес исследователей к изучению обыкновенного карпа связан с его исключительной способностью адаптироваться к различным факторам – от температурных условий до пищи и состава воды.