Рост выбросов CO2 сделал планету зеленее

Но в перспективе негативные последствия глобального потепления климата перевесят этот позитивный эффект, предупреждают ученые.

Рост выбросов двуокиси углерода сделал нашу планету зеленее, причем прибавка в площади разросшихся зеленых насаждений эквивалентна площади США. К такому выводу привело глобальное исследование, которое предприняли 32 ученых из 24 институтов восьми стран, под руководством профессора Ранга Минени (Ranga Myneni) из Бостонского университета и доктора Зайчуна Жу (Zaichun Zhu) из Пекинского университета. Их статью, опубликованную в журнале Nature Climate Change, вкратце пересказывает BBC News.

Проанализировав огромный массив данных, собранных американскими спутниками за последние 33 года, ученые определили: от 25% до 50% покрытых растительностью земель существенно увеличили число этой самой растительности (то есть растений стало больше и они стали пышнее). И только на 4% наблюдается, напротив, девегетация.

Причин тому несколько: изменение климата (вклад этого фактора составляет 8%), повышение содержания азота в окружающей среде (9%) и изменения в землепользовании (4%). Но главным фактором, повлиявшим на «озеленение» Земли на целых 70%, как установили авторы работы, стало повышение в атмосфере содержания углекислого газа, вызванное деятельностью человека.

«Озеленение, показанное в этом исследовании, способно фундаментально изменить круговорот воды и углерода в климатической системе», — сказал доктор Жу. В том числе, размножившиеся растения во многом аккумулировали выброшенный людьми в атмосферу за последние десятилетия углекислый газ, затормозив тем самым повышение глобальных температур.

Некоторые «климатические скептики» поняли эту информацию в том смысле, что увеличение выбросов CO2 имеет скорее положительный для биосферы эффект. Однако ученые категорически не согласны с такой точкой зрения.

«Подобные аргументы несостоятельны по двум причинам. Во-первых, многие негативные аспекты глобального потепления до сих пор не изучены. Во-вторых, исследования показали, что растения приспосабливаются к повышению концентрации углекислого газа и эффект фертилизации спадает со временем», — объяснил доктор Филипп Сье (Philippe Ciais) из Лаборатории климатологии и наук об окружающей среде в Гиф-сюр-Иветт (Франция), еще один соавтор исследования.

Таким образом, в долговременной перспективе, уверены ученые, негативные эффекты от повышения выбросов углекислого газа превысят позитивные.

Напомним, что по последним данным уже 97% ведущих климатологов мира согласны, что глобальное потепление вызвал человек. В декабре прошлого года в Париже было заключено новое международное соглашение по климату, в котором крупнейшие страны обязались не допустить превышения среднегодовой глобальной температуры воздуха более чем на 2°C от доиндустриального уровня и сделать все возможное, чтобы ограничить повышение глобальных температур до 1,5°C. Первый этап подписания начался 22 апреля с.г.

антропогенный фактор выбросы co2 изменения климата растительность