Российский ученый открыл новое состояние вещества

Реализовать новое состояние материи, возможно, удастся с помощью удерживаемых в магнитном поле охлажденных атомов.

Александр Рожков, ученый из Института теоретической и прикладной электродинамики РАН, полагает, что фермионная материя может существовать в виде одномерной жидкости. Ни одна из существующих моделей не может описать это состояние.

Фермионный конденсат — шестое состояние вещества (после таких состояний, как твердое тело, жидкость, газ, плазма и конденсат Бозе-Эйнштейна), открытое в 2003 году. Сейчас есть две модели фермионной материи:  ферми-жидкость и жидкость Томонаги-Латтинжера. Обнаруженную систему Рожков предложил называть квази-ферми-жидкостью.

Новое состояние вещества возможно воссоздать с помощью магнитной ловушки (см.рисунок), которая будет способна удержать в магнитном поле охлажденные атомы.

«На данном этапе я бы не слишком напирал на прикладные аспекты как моей, так и родственных работ, — говорит Александр Рожков. — Я обнаружил экзотического мутантанта, не похожего ни на что уже известное. А будет ли с этого прикладной навар — другой вопрос. В данный момент я думаю, что не будет».

Источник: journals.aps.org