Источник фото - ru.123rf.com

Паразитологи Санкт-Петербургского университета совместно с коллегами из Института экологии Волжского бассейна РАН провели полноценный молекулярно-филогенетический анализ трематод циклоцелид — паразитических плоских червей — и впервые составили их подробные морфологические описания. Исследование показало, что такой широко используемый признак, как длина желточных полей, изменчив и не может быть использован при их видовой идентификации. Результаты работы опубликованы в научном журнале Biology.

Плоские черви семейства Cyclocoelidae (циклоцелид) — паразиты, обитающие в дыхательной системе птиц. Их жизненные циклы до сих пор были слабо изучены. Это во многом связано с тем, что таких червей практически невозможно зарисовать: они довольно крупные, около сантиметра в длину, их тело не помещается в поле зрения микроскопа. Помимо этого, они непрозрачные и толстые, из-за чего их внутренние органы плохо видны. В результате исследователи часто ограничиваются фотографиями и текстовыми описаниями ключевых морфологических признаков, что не всегда приводит к точным и универсальным выводам.

В рамках комплексного паразитологического обследования, проводимого в 2022 и 2023 годах, ученые Санкт-Петербургского университета и ИЭВБ РАН исследовали воздушные мешки восьми чернышей (Tringa ochropus) и 11 черных дроздов (Turdus merula), пойманных в Самарской области и Республике Мордовия. В ходе работы в воздушных мешках птиц было найдено 150 половозрелых циклоцелид, относящихся к двум видам: Harrahium obscurum и Morishitium dollfusi.

Примечательно, что паразиты были обнаружены лишь у взрослых особей птиц, вернувшихся после зимовки, что может указывать на их заражение в районе Средиземноморья или в странах Южной Европы, Африки и Южной Азии. Именно в этих регионах обитают определенные виды моллюсков, которые выступают потенциальными промежуточными хозяевами циклоцелид. Птицы, поедая этих моллюсков, также заражаются паразитами.

Как отметил один из авторов исследования, младший научный сотрудник СПбГУ (лаборатория макроэкологии и биогеографии беспозвоночных) Сергей Щенков, морфологические исследования проводились с использованием стандартных гистологических препаратов трематод и их описанием на светооптическом уровне.

«Для данной работы мы использовали образцы половозрелых трематод и исследовали их методами оптической микроскопии с использованием светового микроскопа. Кроме того, несколько экземпляров плоских червей были фиксированы для молекулярно-филогенетического анализа, который подразумевает установление родственных связей между организмами на основе изучения структуры ДНК, РНК и белков», — пояснил Сергей Щенков.

Исследование показало, что образцы паразитов, найденные в организмах различных хозяев, несколько отличаются по форме тела и размеру внутренних органов. Ученые из СПбГУ и ИЭВБ РАН предполагают, что эти отличия могут отражать внутривидовую изменчивость трематод, обусловленную видом и полом хозяев, а также количеством паразитов в особи и размерами воздушных мешков, являющихся их пространственной нишей. В своей работе исследователи подробно описали выявленные отличия, где впервые в истории обозначили, что один из морфологических признаков, ранее считавшихся стабильным, — длина желточных полей — оказался изменчив у трематод на видовом уровне, поэтому не может использоваться для их морфологической диагностики.

Такое исследование позволило впервые предоставить оригинальные рисунки, морфологические описания и результаты молекулярно-филогенетического анализа таких плоских червей от птиц в России и продемонстрировало необходимость пересмотра отношений между подгруппами семейства Cyclocoelidae.

Информация предоставлена пресс-службой СПбГУ