Ученые Томского государственного университета совместно с коллегами из НИИ онкологии ТНИМЦ разработали новый способ диагностики колоректального рака (КРР), одного из самых опасных и распространенных типов злокачественных опухолей. Они применили метод биофотоники, который сможет обнаружить биомаркеры рака, свидетельствующие о заболевании, и ускорить постановку диагноза на ранней стадии. Об этом сообщает пресс-служба ТГУ. Соответствующие результаты исследования опубликованы в журнале Diagnostics (Q2).

«Коварство колоректального рака заключается в том, что в течение длительного времени он протекает бессимптомно, поэтому нередко заболевание обнаруживается на тех стадиях, когда шансы на излечение очень невелики, — говорит заведующий лабораторией лазерного молекулярного имиджинга и машинного обучения ТГУ Юрий Кистенев. — Вместе с тем известно, что ранняя диагностика может спасти до 90 процентов пациентов с КРР. Для этого необходимы новые диагностические подходы, в частности, поиск маркеров, которые бы достоверно свидетельствовали о наличии злокачественного процесса».

Новый метод диагностики предполагает использование анализа экзосом, маркеров заболевания. Экзосомы — микроскопические внеклеточные везикулы (пузырьки) диаметром 30-100 нанометров, выделяемые в межклеточное пространство клетками различных тканей и органов. С помощью экзосом клетки обмениваются информацией. Они стабильны в течение длительного времени, переносятся кровотоком и лимфатическим потоком и могут быть обнаружены в организме вдали от местоположения клеток, выделяющих их.

Анализ «биометок» рака проводится методом двухфотонной микроскопии, способной наблюдать живые ткани на глубине более одного миллиметра. «В ходе исследований был проведен сравнительный анализ экзосом, выделенных из крови пациентов с полипами кишечника (доброкачественными образованиями) и КРР. Исследователям удалось выявить диагностически важные критерии, позволяющие определить экзосомы, ассоциированные с колоректальным раком», — говорится в сообщении пресс-службы.

Инновационный способ анализа должен уменьшить время диагностики злокачественных опухолей в сотни раз – с нескольких дней до нескольких минут.

Фото на странице: Изображение сгенерировано нейросестью Rudalle.ru (Этот материал распространяется по Публичной лицензии с указанием авторства и с сохранением условий, правообладатель ПАО СберБанк©, 2023 г., все права защищены)