Ракетное оснащение стратегических АПЛ с легендарной "Синевой", корабельный боевой стартовый комплекс для "Булавы" и новейшая наземная ракета "Сармат" — все это и многое другое разработано в Государственном ракетном центре имени В.П. Макеева. Его генеральный директор и генеральный конструктор академик РАН Владимир Дегтярь - в прямом диалоге с "Российской газетой".

0001_f39

Фото: Михаил Метцель / ТАСС / РИА Новости. Источник: rg.ru

 

Первый вопрос, Владимир Григорьевич, прямой и отчасти личный. Гендиректор и генконструктор ГРЦ академик Дегтярь - единственный в своем роде руководитель, который совмещает эти две ключевые должности с 1998 года. В большинстве других НПО и КБ их под разными предлогами разделили. Был свидетелем, когда ваши руководители уверенно заявляли: "И Дегтярь будет разделен!" А как вы сами смотрите на эту ситуацию?

Владимир Дегтярь: Да, у меня за плечами почти 25 лет работы на этих ключевых должностях. Генеральный конструктор отвечает за весь комплекс работ по проектированию, разработке, модернизации изделия, продлению сроков его эксплуатации. Поэтому у него должны быть соответствующие полномочия не только в техническом, но и экономическом плане. Он должен иметь право принимать ресурсные решения, в том числе и по финансовым, кадровым вопросам. Все эти важнейшие задачи подчинены одной главной цели - созданию изделия. И чтобы решать их максимально эффективно и результативно, руководитель, на мой взгляд, должен быть в одном лице.

Иллюстрацией к вашим словам может быть создание новейшей ракеты "Сармат". О том, что такая работа поручена ГРЦ Макеева, впервые довелось услышать в кулуарах Общего собрания РАН в 2012 году. И тогда же дали понять, что это задача, как минимум, на десятилетие. Вы уложились в заданные сроки и уже провели испытания. Что они показали?

Владимир Дегтярь: Технико-экономическим заданием на проведение опытно-конструкторских работ "Сармат" был определен современный облик комплекса. Затем были выполнены бросковые испытания для отработки старта ракеты. А 20 апреля 2022 года с 1-го Государственного испытательного космодрома Плесецк в Архангельской области проведен успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты "Сармат" - первый в программе государственных летных испытаний. Задачи пуска выполнены в полном объеме. Учебные боевые блоки прибыли в заданный район на боевом поле полигона Кура на Камчатке.

И перспективы у ракеты?

Владимир Дегтярь: Ракетный комплекс уже запущен в серийное производство, обеспечен необходимыми материалами и производственным оборудованием. Созданный кооперацией предприятий во главе с Государственным ракетным центром, "Сармат" в ближайшие 40-50 лет будет укреплять боевой потенциал Вооруженных сил, надежно обеспечивать безопасность России от внешних угроз. И в сегодняшних геополитических условиях это наш надежный щит, главный фактор ядерного сдерживания и гарантия сохранения мира.

"Сармат" относится к классу тяжелых ракет на жидком топливе. А сохранилось ли в деятельности ГРЦ направление твердотопливных ракет? Или это целиком отошло к Московскому институту теплотехники?

Владимир Дегтярь: Нашим предприятием накоплен богатый опыт разработки, производства и эксплуатации твердотопливных ракет на примере морского комплекса "Тайфун" с баллистической ракетой подводных лодок РСМ-52, который 20 лет стоял на боевом дежурстве ВМФ. Многое удалось освоить и понять при разработке ракеты с улучшенными тактико-техническими характеристиками по теме "Барк". Мало кто знает, поэтому скажу: именно в ГРЦ Макеева разработан корабельный боевой стартовый комплекс в рамках опытно-конструкторских работ "Булава". Весь этот опыт позволяет нам уверенно говорить, что сегодня мы - единственное предприятие в стране, способное разрабатывать стратегические ракетные комплексы как с жидкотопливными, так и с твердотопливными ракетами.

"Барк", напомним читателям, в серию не пошел, но сыграл большую роль в разработке и освоении новых технологий, и не только для ракетостроения…

Владимир Дегтярь: Абсолютно верно. В силу того что перед нами ставится, и мы сами задаем смежникам весьма сложные и жесткие требования (создание БРПЛ в заданных габаритах ракетной шахты с высокой концентрацией энергетики в ограниченном объеме), во время разработки комплексов "Тайфун" и "Барк" по нашим техническим заданиям в стране был создан поистине неисчерпаемый задел по твердым топливам.

Мы регулярно участвуем в конкурсных разработках и проводим инициативные системные проектные проработки по твердотопливным ракетам различного назначения. Совсем недавно, работая по перспективной БРПЛ на этапе технических предложений, мы рассматривали варианты ракет как на жидком, так и на твердом топливе. Технико-экономические характеристики жидкотопливной ракеты оказались лучше.

Кстати сказать, в составе МБР "Сармат" также применяется ряд твердотопливных двигателей специального назначения. В том числе собственные разработки ГРЦ Макеева, выполняющие определенные функции на всей траектории движения ракеты.

Некоторое время назад "Российская газета" под символическим заголовком «За "Синевой" послали "Лайнер"» сообщила о двух взаимосвязанных разработках вашего центра для оснащения стратегических подводных сил России. Как сложилась их судьба и какие у них перспективы сегодня?

Владимир Дегтярь: Особенностью выполнения опытно-конструкторских работ по темам "Синева" и "Лайнер" была реализация модернизационного потенциала, заложенного при создании базовой ракеты Р-29РМ, и максимальное использование адаптивно-модульных свойств базового ракетного комплекса Д-9РМ. В результате был расширен перечень вариантов ракет, применяемых на одном ракетоносце в любом их сочетании. Здесь следует также отметить опытно-конструкторскую работу "Станция", которая предшествовала ОКР "Синева" и "Лайнер" и обеспечила реализацию адаптивно-модульных свойств в части боевого оснащения.

В отличие от "Синевы", ракеты "Лайнер" могут оснащаться боевыми нагрузками разного типа. В современных условиях оснащение ракеты средствами противодействия повышает эффективность ее использования. Боевая ступень ракеты и средства противодействия, разработанные на основе адаптивно-модульного принципа, обеспечивают возможность гибкого реагирования на изменения системы противоракетной обороны путем замены боевой нагрузки.

Таким образом, ракеты "Синева" и "Лайнер" во втором десятилетии нашего века обеспечили парирование проблем стратегического сдерживания "вероятного противника" в периоды обострения международной обстановки. Сегодня они составляют основу морской компоненты ядерной триады России и в настоящее время обеспечивают возможность существования действующей Северо-Западной группировки подводных лодок до 2026-2030 годов. Это дает нам время для проведения исследований и разработки перспективного ракетного комплекса морского базирования, о которых я уже говорил.

Уральское КБ машиностроения и его преемник ГРЦ Макеева многие годы работали и продолжают работать в тесной кооперации с Красноярским машиностроительным заводом. Что поучительного, какие уроки можно извлечь из такого сотрудничества?

Владимир Дегтярь: Должен пояснить: "Красмаш" входит в интегрированную структуру ГРЦ Макеева по разработке морских стратегических вооружений, которая создана в 2007 году на основании указа президента России. А началось сотрудничество с "Красмашем" по созданию ракетно-космической техники с середины 1960-х. Сегодня это современное и отлично оснащенное производственное предприятие, позволяющее эффективно решать задачи, поставленные Министерством обороны РФ.

Конечно, в процессе работы возникает много сложных технических и организационных вопросов. Однако благодаря уже отработанному механизму взаимодействия между специалистами предприятий, что подкрепляется высоким уровнем доверительных отношений, такие проблемы находят оперативное разрешение.

Среди ваших давних партнеров по кооперации и соавторов новых разработок не только ракетные заводы и отраслевые КБ, но и ядерно-оружейные центры "Росатома" - в частности, соседний с Миассом РФЯЦ-ВНИИТФ в городе Снежинске. Как развивается сотрудничество на этом направлении?

Владимир Дегтярь: Замысел стратегических комплексов определяет мощнейшее оснащение баллистических ракет. А разработка такого оснащения ведется в тесном сотрудничестве с предприятиями госкорпорации "Росатом". Совместно с коллективом РФЯЦ-ВНИИТФ созданы различные варианты оснащения, в основу которых заложены в том числе пионерские решения. Например, совмещение корпусов изделий, расширение ряда типоразмеров, решение проблем гиперзвукового полета.

И ваш центр, и коллеги в Снежинске всегда поддерживали тесные связи с Российской академией наук и ее Уральским отделением. Насколько актуально и важно это сегодня? Чем академическая наука может помочь решению практических задач, которые встают перед такими центрами, как ваш, и вашими смежниками?

Владимир Дегтярь: Фундаментальные научные исследования являются необходимым этапом при разработке ракетной техники. Сложность и новизна возникающих научно-технических проблем требуют привлечения широкого круга научных организаций по различным направлениям исследований. Научно-техническое сотрудничество между ГРЦ и Уральским отделением РАН берет начало с 70-х годов прошлого века. И полвека назад, и сейчас академические институты, обладая необходимым научно-техническим потенциалом и лабораторной базой, существенно помогали и помогают разработчикам ракетной техники.

В последние годы тематика совместных работ охватывала многие перспективные направления. Велись такие работы и по новому стратегическому ракетному комплексу наземного базирования. Научными организациями УрО РАН был выполнен ряд фундаментальных ориентированных исследований по актуальным направлениям тематики предприятия. А внедрение результатов таких исследований в изделия нашей разработки позволило существенно повысить их тактико-технические характеристики, решить стоявшие перед нами научно-технические проблемы.

Какого рода гражданские разработки уже стали или могут стать визитной карточкой ГРЦ Макеева?

Владимир Дегтярь: Тут целая линейка. Используя свой научно-технический потенциал и налаженную систему кооперационных связей, ГРЦ разрабатывает наукоемкую продукцию и оборудование для нефтегазодобывающего комплекса, энергетики, медицины, транспорта, строительства.

В качестве примера можно привести разработанную нами по заказу МЧС России модель пожарного автоподъемника АКП-50 "Таганай". По некоторым своим характеристикам она превосходила аналоги, в том числе и мировые. Например, грузоподъемность корзины нашего подъемника - 500 килограммов, а популярного финского "Бронто" - 350. Изготовленный опытный образец успешно прошел испытания и был принят на снабжение Государственной противопожарной службы МЧС России, было получено разрешение на его серийное производство.

Есть опыт участия в создании трамвайного производства в Екатеринбурге. В нашем центре был разработан трамвайный вагон "СПЕКТР-1" - первый в стране трамвайный вагон повышенной комфортности с тяговым приводом на основе асинхронных двигателей переменного тока. А еще он оснащен микропроцессорной системой управления и диагностики. Серийно изготавливался такой трамвай с 1998 года заводом "Уралтрансмаш" в Екатеринбурге, сейчас выпускается его модернизированный вариант.

Среди наград вашего коллектива есть немало тех, что связаны с Военно-морским флотом и его подводными силами. Как я понимаю, это направление общей деятельности и специальных разработок ГРЦ было и остается приоритетным?

Владимир Дегтярь: Да, конечно. Морская тематика на протяжении всей истории предприятия была и остается для нас определяющей - начиная от разработок для надводного старта ракет с подводных лодок до самых современных стратегических систем. Являясь оружием сдерживания, комплексы ГРЦ базируются на Северном, Тихоокеанском флотах и надежно охраняют морские рубежи нашей Родины. Вместе с кооперацией предприятий мы не прекращаем исследования по совершенствованию морских ракетных комплексов и способов их размещения на атомных подводных лодках для оптимизации летно-технических характеристик морских ракет.

Каким хотели бы видеть в будущем ГРЦ имени Макеева? И какие перемены происходят, намечаются в Миассе, где живут, работают, воспитывают детей ваши сотрудники?

Владимир Дегтярь: Думаю, мы не достигли еще того уровня развития, при котором можно "почивать на лаврах". Это не в наших правилах. ГРЦ сегодня — это богатейший опыт и прорывные решения, значительный научно-технический потенциал и творческий, работоспособный коллектив. Мы продолжаем развиваться, чтобы быть в состоянии обеспечить все, что требуется от нас в рамках гособоронзаказа. И, кроме того, в инициативном порядке работаем над перспективными проектами по освоению космоса, разработке и созданию различной наукоемкой продукции.

Государственный ракетный центр является одним из градообразующих предприятий Миасса. Развиваются производство и городская инфраструктура, строятся новые микрорайоны, появляются современные общественные пространства. В Миассе комфортно жить, учиться, работать и отдыхать, а все это вместе - важный стимул для привлечения на наше предприятие молодых талантливых специалистов.

 

ГРЦ Макеева и его "Тайфун", "Синева", "Сармат"

У ракетного центра в городе Миасс Челябинской области, который ведет отсчет своей истории с первых послевоенных лет, есть известная "визитная карточка" - Виктор Петрович Макеев. Имя главного конструктора и многолетнего руководителя этого КБ теперь в его кратком названии: ГРЦ Макеева. Соратник и коллега Сергея Королева, он обеспечил создание ракет и ракетных комплексов для трех поколений подводных лодок в составе стратегических ядерных сил СССР.

В числе самых известных - "Синева" с ракетами на жидком топливе и "Тайфун" - на твердом. А теперь - "Сармат", уже наземного базирования. Эта ракета обладает возможностью поражать цели практически с любого направления подлета к ним. Бортовая система управления может корректировать траекторию полета по спутникам ГЛОНАСС. Помимо этого, "Сармат" оснащен специальными средствами, затрудняющими обнаружение его боеголовок при нахождении в атмосфере Земли и вне ее. Эти меры, с одной стороны, позволяют обеспечить высокую точность наведения на цель. А с другой - не дают сделать точный прогноз траекторий для применения ударных средств ПРО.

Для подтверждения такого рода возможностей и проводятся ее летно-конструкторские испытания. О первом таком пуске сообщили еще весной 2022 года. А недавно об успешных летных испытаниях "Сармата" доложил и командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев - в конце прошлой недели об этом официально известили на сайте Минобороны России. По информации из других, пока неофициальных источников, второй испытательный пуск в рамках летно-конструкторских испытаний МБР "Сармат" может быть выполнен до конца 2022 года.

                                                                                     

Подготовил Александр Емельяненков