Материалы портала «Научная Россия»

Как России стать лидером в области высшего образования

Как России стать лидером в области высшего образования
Редактор рейтинга международных вузов THE рассказал, как России подняться в рейтинге и почему Китай пока обгоняет остальные страны БРИКС по качеству высшего образования

У России самые большие перспективы в области образования среди стран БРИКС, — рассказал в интервью порталу Научная Россия редактор одного из самых авторитетных в мире рейтингов вузов Times Higher Education (THE) Фил Бейти.

«В какой-то момент российские университеты были действительно лидерами вузовского образования, но после распада СССР они потеряли огромное количество талантливых ученых-преподавателей. Важнейшая проблема состоит в том, что большое количество величайших звезд в науке и образовании сейчас работают где-нибудь в Америке или Европе, необходимо предотвратить подобную утечку мозгов в будущем,  говорит Фил Бейти.  Мы знаем, что в России потрясающее наследие, очень сильные традиции в области образования, и ключевой аспект  это удержать талантливых ученых и преподавателей. На это потребуются финансовые средства».

Что касается действующих лидеров, то среди развивающихся стран это, безусловно, Китай. «Основная причина, мне кажется, именно в том, что Китай, действительно, развивал свои университеты до мирового уровня на протяжении двух десятилетий. У Китая здесь большая фора. При этом они инвестировали в огромные средства в становление университетского образования»,  добавил Фил Бейти.

О рейтинг THE, в который в этом году попали семь российских вузов против двух в прошлом, мы писали на нашем портале. При составлении рейтинга вузы оцениваются по 13 показателям. Среди которых цитируемость научных работ, соотношение количества сотрудников вуза к количеству студентов, доход от научной деятельности и другие.

Этот рейтинг считается ведущим в мире, на него опираются и ученые, выбирающие лаборатории для своих исследований, и будущие студенты. На конференции в МИСиС, посвященной рейтингу, Фил Бейти рассказал, что в рамках одной оценки сложно охватить весь спектр деятельности университета. Важно оценивать преподавательскую среду, исследовательскую составляющую, финансирование, международную деятельность, взаимодействие с другими учебными заведениями и с бизнесом.

В плане международного сотрудничества Россия сейчас делает немало и выглядит неплохо, равно как и Китай, а хуже всех пока Бразилия. Немаловажным вопросом является и цитируемость вуза  оценивается количество научных работ и статей, которые появляются в специализированных базах данных. В этом плане Россия достаточно неплохо себя чувствует на фоне других развивающихся стран, но все же уступает Китаю, который больше пишет именно на английском языке, что важно, так как именно статьи, написанные на английском, учитываются в индексе цитируемости с повышающим коэффициентом. В этом плане нашей стране есть куда расти, здесь мы как раз находимся с Бразилией в одном ряду —там тоже остро стоит вопрос использования международного языка.

И еще по одному показателю Китай превосходит остальные страны БРИКС  проблема с  дополнительным доходом и сотрудничество с крупным бизнесом.

Если говорить о ситуации в мире в целом, то в настоящее время существует серьезный дисбаланс, касающийся охвата вузами населения. Как правило, в тех странах, где наблюдается демографический всплеск, регион не может предложить достаточного вузовского образования. И тогда, согласно статистике, 86% студентов уезжают учиться за пределы своей страны. Что, по мнению составителей рейтинга, неплохо, но свидетельствует о серьезном перекосе и необходимости вести работу в этом направлении.

Фил Бейтс также обратил внимание, что наряду с университетами Северной Америки и Западной Европы  набирают вес и вузы Японии, Океании, Африки и Латинской Америки.

Выступая перед участниками конференции, заместитель министра образования Российской Федерации Александр Повалко акцентировал внимание на проекте «5-100», по итогам реализации которого пять российских вузов должны попасть в рейтинг из 100 лучших мировых высших учебных заведений. «Сейчас государство поддерживает университеты и вопрос, которым  задаются ректоры, это как добиться того, чтобы вуз из регионального или федерального перешел в статус мирового и как добиться, чтобы у поступающего формировалось правильное понимание, в какой вуз за какой профессией идти, и как нам успевать перестраиваться под рыночные условия, когда они профессии становятся менее востребованными, чем другие за год-два», озадачил присутствующих заместитель министра.

вузы высшее образование рейтинг the

Назад

Социальные сети

Комментарии

  • Александр, 5 декабря 2014 г. 21:57:45

    Для этого нужно псевдонауку постараться превратить в науку.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий