Младенцы и дети ясельного возраста, подверженные телевизионному или видеопросмотру, могут чаще демонстрировать нетипичное сенсорное поведение, например, отключаться и не проявлять интереса к занятиям, искать более интенсивную стимуляцию в окружающей среде или быть подавленными такими ощущениями, как громкие звуки или яркий свет, говорится в данных исследователей из Медицинского колледжа Дрекселя, опубликованных в журнале JAMA Pediatrics

По словам ученых, у детей, которые ко двум годам много смотрели телевизор, к 33 месяцам чаще развивались нетипичные формы сенсорного поведения, такие как «поиск и избегание ощущений», а также «низкая регистрация» — снижение чувствительности или замедление реакции на раздражители, например, на то, что их зовут по имени, сообщает научный журнал EurekAlert!.

Навыки сенсорной обработки отражают способность организма эффективно и адекватно реагировать на информацию и стимулы, получаемые его сенсорными системами, например, на то, что малыш слышит, видит, осязает и пробует на вкус.

Команда использовала данные за 2011-2014 годы о просмотре телевизора или DVD младенцами и детьми ясельного возраста в 12-18 и 24 месяца из Национального исследования детей, включающего 1471 ребенка (50% мальчиков) по всей стране.

Результаты сенсорной обработки оценивались с помощью опросника, заполняемого родителями/воспитателями и предназначенного для получения информации о том, как дети обрабатывают то, что видят, слышат, обоняют и т.д.

Подшкалы опроса исследуют особенности детей: низкая регистрация, стремление к ощущениям, например, чрезмерное прикосновение к предметам или их запах; сенсорная чувствительность, например, расстройство или раздражение от света и шума; избегание ощущений — активные попытки контролировать окружающую среду, чтобы избежать таких вещей, как чистка зубов. 

Дети распределяются на «типичные», «высокие» и «низкие» группы в зависимости от того, как часто они демонстрируют различные виды поведения, связанные с ощущениями. 

Полученные результаты свидетельствуют о следующем:

  • В 12 месяцев любое воздействие экрана по сравнению с отсутствием просмотра экрана было связано со 105% большей вероятностью проявления «высокого» сенсорного поведения вместо «типичного», связанного с низкой регистрацией в 33 месяца;
  • В 18 месяцев каждый дополнительный час ежедневного экранного времени был связан с 23% увеличением вероятности проявления «высокого» сенсорного поведения, связанного с более поздним избеганием ощущений и низкой регистрацией;
  • В 24 месяца каждый дополнительный час ежедневного экранного времени был связан с 20% увеличением вероятности проявления «высокого» стремления к ощущениям, сенсорной чувствительности и избегания ощущений в 33 месяца.

Исследователи учитывали возраст; то, родился ли ребенок недоношенным; образование воспитателя; расовую/этническую принадлежность и другие факторы, например, как часто ребенок участвует в играх или гуляет с воспитателем.

Полученные данные дополняют растущий список негативных последствий для здоровья и развития, связанных с временем работы с экраном у младенцев и детей ясельного возраста, включая задержку речи, расстройство аутистического спектра, поведенческие проблемы, нарушения сна, проблемы с вниманием и задержки в решении проблем. Эта связь может иметь важные последствия для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и аутизма, поскольку атипичная сенсорная обработка гораздо более распространена среди этих групп населения.  

Атипичная сенсорная обработка у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и СДВГ проявляется в целом ряде форм поведения. У детей с аутизмом повышенный поиск ощущений или избегание ощущений, повышенная сенсорная чувствительность и низкая регистрация связаны с раздражительностью, гиперактивностью, нарушениями питания и сна, а также социальными проблемами. У детей с СДВГ нетипичная сенсорная обработка связана с проблемами с исполнительной функцией, тревожностью и снижением качества жизни.

Американская академия педиатрии не рекомендует использовать экранное время для детей младше 18-24 месяцев и советует ограничить время использования цифровых медиа для детей от 2 до 5 лет до 1 часа в день. Несмотря на эти данные, многие малыши все чаще смотрят на экраны. По состоянию на 2014 год дети в возрасте до 2 лет в США в среднем проводили за экранами 3 часа 3 минуты в день, по сравнению с 1 часом 19 минутами в день в 1997 году.

Хотя в данной работе рассматривался только просмотр телевизора или DVD, а не просмотр медиа на смартфонах или планшетах, она предоставляет одни из самых ранних данных, связывающих воздействие цифровых медиа в раннем возрасте с атипичной сенсорной обработкой впоследствии, при различных видах поведения.

[Фото: ru.123rf.com]