Гарвардские исследователи создали более тысячи крошечных роботов, изучая взаимодействие которых, можно будет больше узнать о способности систем, в том числе живых, к самоорганизации. В журнале Nature описываются эксперименты с килоботами — такое имя роботам дали ученые.

Каждый из килоботов дешево стоит, имеет размер с монету, процессор на 8 мегагерц и 35 килобайт памяти. Также у него есть ножки, на которых можно передвигаться или вращаться вокруг своей оси, вибрируя как мобильный телефон во время звонка. Заряжаются роботы самостоятельно от специальных станций питания.

По одиночке килоботы не представляют большого интереса, для ученых важно их коллективное поведение. Руководитель исследования Майкл Рубенштайн (Michael Rubenstein) и его коллеги при планировании экспериментов вдохновлялись роевым интеллектом муравьев и пчел.

Так и у килоботов есть групповая память, в которую можно через инфракрасный порт закачать необходимые программы для выполнения того или иного задания. Вначале ученые придумали для них четыре типа задач: локализацию, расчет расстояния от исходной точки, выстраивание по краю группы и образование градиента, а потом добавили возможность отслеживания соседей. Теперь роботы могут предупреждать друг друга о препятствиях, следовать за назначенным лидером, отыскивать конкретного члена команды и распределяться по территории. Информацией они обмениваются через инфракрасные порты.

Для демонстрации способностей килоботов исследователи дают им задачи выстроиться в ту или иную двумерную фигуру, например, в пятиконечную звезду, букву «К» или гаечный ключ.

Возможно, в будущем килоботов будут использовать, например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, но пока их применяют в качестве образца, для исследования того, как организованы сложные системы.

Фото: Майком Рубенштейном/ Гарвардский университет SEAS