В Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова прошло открытие IV съезда Общества русской словесности и Международного педагогического конгресса «Наследие К.Д. Ушинского и современное образование». Старт мероприятиям 9 ноября дали ректор МГУ В.А. Садовничий и патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В течение трех дней ученые, педагоги, психологи будут обсуждать актуальные вопросы педагогики и психологии, культуру современного русского языка, наследие и роль русской литературы, новые технологии в образовании и много другое.
Общество русской словесности было создано в марте 2016 г. указом президента РФ В.В. Путина. Оно было сформировано для создания широкой площадки для обсуждения вопросов преподавания русского языка и литературы в школах и вузах, а сегодня в обществе состоят 1290 участников. Международный педагогический конгресс проходит в рамках IV съезда Общества русской словесности. Конгресс включен в план основных мероприятий Года педагога и наставника. О планах мероприятия рассказал ректор МГУ В.А. Садовничий.
«Руководство нашей страны придает большое значение сохранению и развитию традиций отечественной филологической культуры. Выступая в 2016 г. на первом съезде, наш президент отметил: “Сбережение русского языка, литературы и культуры ― это вопросы национальной безопасности, сохранения своей идентичности в глобальном мире”. Наша страна обладает уникальным культурным и языковым разнообразием. Россию населяют 190 коренных народов, которые говорят на 277 языках и диалектах. При этом уровень языкового единства в нашей стране очень высок: 98% населения активно владеют русским языком. Русский язык как язык государствообразующего народа играет ключевую роль в формировании общероссийской гражданской идентичности», ― сказал на открытии В.А. Садовничий.
Ректор МГУ также отметил, что, несмотря на внимание к сбережению русского языка и повышение престижности профессии педагога, в России заметна нехватка учителей литературы. Дефицит замечен в 31 регионе РФ, в том числе в Московской области. Остро стоит и вопрос подготовки учителей: сегодня их готовят 38 педагогических университетов и около 200 классических. В рамках педагогического конгресса пройдет Всероссийское совещание по вопросам подготовки учителей словесности. В.А. Садовничий отметил, что при подготовке педагогов важно не забывать о фундаментальности образования и смежных гуманитарных дисциплинах: истории, славянской диалектологии, палеографии. Кроме того, серьезно внимание стоит уделить подготовке научно-исследовательских кадров в области русской филологии. Такие специалисты должны быть способны использовать технологии искусственного интеллекта.
На открытии выступил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Глава Русской православной церкви ответил важность наставничества в сохранении и передаче традиций и сложившееся сотрудничество церкви с государством и вузами.
«В научной деятельности наставничество также имеет ключевое значение. <…> Опора на ценный опыт предыдущих исследователей позволяет молодым ученым развивать критическое мышление и применять творческий подход, ориентироваться в своих изысканиях на лучшие практики и формировать научную этику. Современный мир требует от нас новых подходов к образовательной и научной деятельности. Использование инновационных методов обучения и коммуникации способны помочь наставнику эффективно руководить процессом и вдохновлять учеников делать проведение исследований более интересным», ― сказал патриарх Кирилл.
Он также отметил, что церковь всегда готова поддерживать инициативы, направленные на создание условий для духовного, интеллектуального и физического развития людей, на поддержку научных проектов и проведение исследований. В финале торжественного открытия В.А. Садовничий и патриарх Кирилл наградили победителей международного конкурса «Учитель и его ученики», который проходил в странах СНГ.