Сегодня диагностика рельсового пути осуществляется с помощью путеизмерительных вагонов или ручным методом. Измерения конкретного участка проводятся раз в полгода в течение двух недель. Системы, устанавливаемые на путеизмерительные вагоны, стоят около 30 млн рублей, что соизмеримо со стоимостью самого вагона такого типа. Упростить конструкцию, снизить массогабаритные характеристики и за счет этого повысить экономическую эффективность системы диагностики рельсового пути призвана разработка аспиранта кафедры лазерных измерительных и навигационных систем (ЛИНС) СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Александры Большаковой.
«Наша система может быть установлена на регулярно курсирующие поезда. Таким образом, по одному пути проедет большее количество составов, что позволит повысить точность исследования за счет статистики. Оснащение вагонов такой системой будет стоить от 2 до 3 млн рублей за единицу в зависимости от партии», – рассказывает аспирант кафедры лазерных измерительных и навигационных систем СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Александра Большакова.
Предложенная молодым исследователем система увеличит количество измерений пути без необходимости внесения изменений в график движения поездов или его прекращения. Технология позволит отслеживать развитие дефектов и своевременно их устранять.
В основу разработки легла созданная ранее учеными кафедры ЛИНС малогабаритная инерциальная система диагностики рельсового пути, которая включает в себя четыре измерительных модуля, установленных на буксовых узлах каждого колеса тележки вагона.
Усовершенствованный Александрой Большаковой вариант системы усеченного состава предполагает использование двух инерциальных измерительных модулей, установленных на диагонально-расположенных колесах тележки вагона. Предварительные исследования в рамках выпускной квалификационной работы магистра показали возможность создания системы подобной конфигурации.
Разработка представляет интерес для компаний, занимающихся железнодорожными перевозками, созданием и поставкой систем и комплексов для вагонов-лабораторий, осуществляющих мониторинг состояния железнодорожного пути.
В 2021 году Александра планирует провести ряд исследований, включающих в себя создание модели колебательной системы «вагон – рельсовый путь», оценку и выявление функциональной зависимости распределения энергии в данной системе, модернизацию алгоритмов определения характеристик неровностей рельсового пути с учетом новой конфигурации измерительной системы.
Проект «Разработка малогабаритной инерциальной системы диагностики рельсового пути усеченного состава» вошел в число победителей осеннего отбора программы «УМНИК» Фонда содействия инновациям. Руководитель – кандидат технических наук, доцент кафедры ЛИНС Роман Вадимович Шалымов.
Проект реализуется в русле национального проекта «Цифровая экономика», одной из целей которого является повышение эффективности основных отраслей экономики за счет внедрения новых технологий, и соответствует приоритету научно-технологического развития России «Переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта».
Информация и фото предоставлены пресс-службой СПбГЭТУ «ЛЭТИ»