Материалы портала «Научная Россия»

0 комментариев 822

Разработано единое цифровое пространство аэропорта для сервисного обслуживания самолетов

Ученые СПб ФИЦ РАН создали первый отечественный цифровой комплекс для аэропортов, который связывает в единое информационное пространство многочисленные службы, транспорт и другие технические средства, обслуживающие самолеты
Борис Соколов

Борис Соколов

 

Ученые Санкт-Петербургского Федерального исследовательского центра (СПб ФИЦ РАН) создали первый отечественный цифровой комплекс для аэропортов, который связывает в единое информационное пространство многочисленные службы, транспорт и другие технические средства, обслуживающие самолеты. Для загрузки-разгрузки грузов комплекс использует специальные интеллектуальные транспортно-технологические средства (цифровые автолифты), созданные при участии ученых СПб ФИЦ РАН. Разработанная информационно-аналитическая система позволяет прогнозировать работу наземной инфраструктуры, чтобы исключить столкновения и конфликтные ситуации, возникающие между цифровыми автолифтами, а также оптимизировать функционирование аэропорта в режиме реального времени и в постоянно меняющихся условиях. Разработка петербургских ученых выдвинута на соискание премии Правительства РФ в сфере науки и техники в 2021 году.

"Мы разработали первую отечественную интеллектуальную информационно-аналитическую систему для автоматизированного управления наземной инфраструктурой аэропорта, которая обслуживает самолеты. Эта техника в первую очередь отвечает за загрузку и разгрузку ценных грузов, погрузку питания и доставку на борт маломобильных пассажиров. Ежедневно в аэропорту эти задачи решают сотни погрузчиков, десятки самолетов. Наша система способна одновременно управлять несколькими цифровыми автолифтами, чтобы  максимально оптимизировать их работу в постоянно меняющихся условиях, исключить аварии, задержки рейсов, повысить производительность труда данных лифтов и в конечном итоге пропускную способность аэропорта", - сказал Борис Соколов, главный научный сотрудник, руководитель лаборатории информационных технологий в системном анализе и моделировании СПб ФИЦ РАН.

Комплекс управления "умных" систем для аэропортов был разработан на базе  отечественной универсальной интеллектуальной  информационно-аналитической платформы, которая  является результатом многолетней работы ученых СПб ФИЦ РАН по внедрению математических моделей, методов их применения, а также соответствующих алгоритмов для управления сложными системами в различных сферах экономики РФ, например, в ее атомной и космической отраслях. Научное содержание данных разработок опубликовано в ряде монографий и статей, в том числе в зарубежных научных изданиях, имеются патенты, подтверждающие авторские права разработчиков.

Единое информационное пространство каждого конкретного аэропорта образуется на основе цифровых автолифтов и их бортовых компьютеров и центрального сервера. Доступ к такому цифровому пространству имеют сотрудники различных служб аэропорта (например, служба безопасности, диспетчерская и аэродромная служба, а также подразделения авиакомпаний) для получения достоверной информации о состоянии наземной инфраструктуры аэропорта.

Важную роль в формировании данных для функционирования комплекса имеет информация, поступающая с бортовых компьютеров цифровых автолифтов. В свою очередь, данные на бортовые компьютеры поступают с датчиков, размещенных на цифровых автолифтах, - это видеокамеры, сенсоры перегрузки и положения трапа, а также системы предотвращения столкновений (всего таких датчиков - современных кибер-физических систем - на каждом автолифте более 50). Собранная информация позволяет не только отслеживать перемещения транспортных средств, но и оперативно оценивать и прогнозировать их техническое состояние и заранее выявлять возникающие неисправности и предпосылки, которые к ним приводят. Возможность для управления такой системы в режиме реального времени появилась благодаря комплексному использованию технологии радиочастотной идентификации (RFID) и технологий современной мобильной связи. 

"Ранее сотрудники аэропорта развозили грузы, рассчитывали и определяли их местоположение вручную. Естественно, была велика доля человеческой ошибки, что груз потеряется или улетит не туда, кроме того, это долгий и монотонный процесс. RFID позволяет при помощи радиоизлучателя и специальных электронных меток на грузах и транспорте получать информацию о складывающейся ситуации каждую секунду. Таким образом, устанавливаются автоматический контроль и прогнозирование работы всех объектов в цифровом пространстве аэропорта, а наше программно-математическое обеспечение осуществляет обработку и анализ собранных данных и информации, а также синтезирует наиболее эффективные алгоритмы индивидуальной и  групповой работы созданных цифровых лифтов”, - пояснил Борис Соколов.

Сегодня комплексы управления интеллектуальными транспортно-техническими средствами производятся индустриальным партнером СПб ФИЦ РАН - московской компанией ЗАО «Универсал-Аэро», которая занимается производством компонентов для подобных комплексов.

"Проект имеет большое значение для повышения эффективности и безопасности отрасли авиационных перевозок. Например, по нашим данным, такая система на 15% уменьшает время, необходимое для обслуживания самолетов, а время простоя автолифтов снижается почти на треть. В целом аэропорт благодаря нашей разработке сможет на пятую часть сократить число автолифтов из-за оптимизации их работы. Кроме того, комплекс позволяет в принципе исключить возможные столкновения и конфликтные ситуации с транспортом на аэродроме", - отметил Борис Соколов.

 

Информация и фото предоставлены пресс-службой СПб ФИЦ РАН

СПб ФИЦ РАН автоматизированное управление аэропорт единое цифровое пространство самолеты цифровые автолифты

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.