Международная группа ученых разработала инновационный, безопасный для животных способ изучения генов яда. Этот метод позволяет определить уникальное производство яда у широкого круга ядовитых животных, которые практически не были изучены и которые могут быть полезны для разработки новых лекарств от, например, сердечно-сосудистых заболеваний, передает портал EurekAlert!. Подробно о технологии рассказано в журнале PLoS ONE.

Используемая техника называется транскриптомикой. Она позволяет ученым исследовать паттерны экспрессии генов, наблюдать, какие гены активны при производстве яда. Уникальность подхода заключается в том, что его можно применять непосредственно к настоящему яду, а не к тканям ядовитых желез. Это означает, что животных больше не нужно приносить в жертву для изучения экспрессии генов ядовитой железы.

Ядовитые животные по-разному вырабатывают яд. У некоторых – например, у змеи и многоножки, – есть продуцирующие яд клетки, которые выделяют свой яд в «хранилище» в ядовитой железе в виде небольших пузырьков, что приводит к производству относительно «чистого» яда. У других животных может быть несколько таких «хранилищ». Например, у скорпиона их два – на вершине иглы в «хвосте».

С помощью новой технологии ученые могут исследовать разные варианты производства яда, а также рассмотреть, какие вариации токсинов существуют в яде и какие факторы могут влиять на эти вариации. «Каждый яд содержит от десятков до более чем сотен различных ядовитых веществ, также называемых токсинами, которые вырабатываются ядовитой железой. После укуса они могут оказывать токсическое действие на различные системы – нервную систему или кровообращение», – объясняют авторы работы.

[Фото: ARIE VAN DER MEIJDEN]