0 комментариев 2816

Разработан новый класс электромагнитных структур

Ученые создали работающую модель топологического изолятора, то есть такого, который является изолятором только изнутри, а снаружи проводит электрический ток. Эта структура — шаг к созданию так называемых квантовых компьютеров.

Группа российских ученых из Санкт-Петербургского Университета ИТМО, под руководством Алексея Слобожанюка в сотрудничестве с Австралийским национальным университетом, создала модель нового класса электромагнитных структур, сообщает пресс-служба Университета ИТМО. Свои результаты они опубликовали в статье в журнале Physical Review Letters.

Особенностью новой структуры, названной топологическим изолятором, является то, что она сочетает в себе свойства изолятора и проводника. Изнутри структура не проводит электромагнитное излучение, а на поверхности, по своим краям представляет собой проводник. Таким образом, электромагнитное излучение существует только во внешней части структуры, но не во внутренней ее части. Структура, полученная российскими физиками, представляет собой своеобразный зигзаг из маленьких керамических сфер, двигаясь по которому, электромагнитное излучение присутствует только в крайних из них. Таким образом, наблюдается краевой эффект.

По словам Алексея Слобожанюка, исследования изоляторов этого типа начались в мире всего пару лет назад, а в нашей стране только его лаборатория занимается этой проблематикой. Кроме того, отметил он, достижением ученых является не только то, что они создали такую структуру, но и то, что они смогли ее увидеть, поскольку она имеет очень маленький размер, меньше, чем длина волны, с помощью которой ее визуализировали.

Разработки этого типа — это шаг к созданию квантового компьютера, который будет не просто на порядки производительнее всех ныне существующих, но и будет обладать принципиально новыми возможностями.

Другим интересным открытием в области электромагнитного излучения, как недавно рассказывала Научная Россия, является разработка способа контролировать теплоту с его помощью.

краевой эффект новый класс электромагнитных структур топологический изолятор